"Руководство по соблюдению обязательных требований, нарушения которых в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, отнесены к категории значительного риска"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, НАРУШЕНИЯ КОТОРЫХ
В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ, ОТНЕСЕНЫ К КАТЕГОРИИ
ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА
1. Нарушения, которые в соответствии с Положением
о федеральном государственном надзоре в области связи
отнесены к категории значительного риска
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476, к категории значительного риска в сфере связи отнесена деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 (в случае создания радиопомех), частью 1 статьи 13.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
Административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является "нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения".
Административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 13.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является "воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех".
2. Обязательные требования законодательства Российской
Федерации, нарушения которых приводит к созданию радиопомех
В последние годы отмечается стабильный рост количества РЭС гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации (в среднем он составляет 5 - 7% в год). Это усложняет электромагнитную обстановку в России. В результате имеет место устойчивая тенденция роста количества заявок на устранение радиопомех, поступающих в радиочастотную службу (рост на уровне 15...30% в год, то есть опережающими темпами по сравнению с ростом количества действующих РЭС).
Анализ причин создания радиопомех на территории Российской Федерации свидетельствуют, что основными из них являются:
использование радиочастотного спектра без специального разрешения;
нарушения условий использования радиочастотного спектра, установленных в разрешениях на использование радиочастот или радиочастотных каналов (далее - РИЧ) и в решениях Государственной комиссии по радиочастотам (далее - ГКРЧ);
нарушения Норм на параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения (далее - Нормы на параметры излучений РЭС), утвержденных решениями ГКРЧ.
3. Рекомендации по получению РИЧ, продлению срока действия
РИЧ, переоформлению РИЧ, внесению изменений в РИЧ и порядку
прекращения РИЧ
Рекомендации по получению РИЧ, продлению срока действия РИЧ, переоформлению РИЧ, внесению изменений в РИЧ и порядку прекращения РИЧ размещены на официальном сайте Роскомнадзора в разделе "Связь".
4. Рекомендации по выполнению некоторых условий
использования радиочастот или радиочастотных каналов,
установленных РИЧ
4.1. Для того, чтобы место установки РЭС, их географические координаты соответствовали условиям использования радиочастот, установленным в РИЧ, необходимо разместить РЭС таким образом, чтобы:
- для РЭС цифрового телевизионного вещания - места установки РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более 10 угловых секунд;
- для РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до единицы угловой минуты, - места установки РЭС не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более 1 угловой минуты;
- для РЭС, у которых значения географических координат в РИЧ указаны с точностью до 30 угловых секунд, - места установки РЭС не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более 30 угловых секунд;
- для остальных РЭС - места установки РЭС не отличались от значений, указанных в РИЧ, на величину более 10 угловых секунд.
4.2. Для того, чтобы высота подвеса антенны РЭС от уровня земли соответствовала условиям использования радиочастот, установленным РИЧ, необходимо разместить РЭС таким образом, чтобы:
- для РЭС цифрового и аналогового телевизионного вещания - высота подвеса антенны РЭС (фазового (геометрического) центра антенны передатчика) не отличалась от значений, указанных в РИЧ на величину более:
2 метра для высот подвеса антенн до 40 метров,
3 метра для высот подвеса антенн от 40 до 120 метров,
4 метра для высот подвеса антенн свыше 120 метров, если иной допуск явно не указан в РИЧ;
- для РЭС базовых станций (далее - БС) сетей подвижной радиотелефонной связи всех стандартов, сетей фиксированной связи абонентского радиодоступа стандартов IEEE 802.11 и IEEE 802.16, сетей фиксированной службы (CDMA, DECT, УТК), РЭС радиорелейных станций, РЭС земных станций спутниковой службы, БС сухопутной подвижной службы (технологические сети) - высота подвеса антенны РЭС не отличалась от значений, указанных в РИЧ, на величину более 2 метра, если иной допуск явно не указан в РИЧ;
- для остальных РЭС - высота подвеса антенны РЭС не отличалась от значений, указанных в РИЧ, на величину более единицы последней значимой цифры, указанной в РИЧ, если иной допуск явно не указан в РИЧ.
5. Рекомендации по выполнению требований Норм на параметры
излучений и приема РЭС гражданского назначения
Параметры излучений и приема РЭС гражданского назначения должны соответствовать Нормам на параметры излучений, перечень которых приведен в приложении 1.
Нормы на параметры излучений утверждаются решениями ГКРЧ и должны соблюдаться всеми лицами, использующими радиочастотный спектр на территории Российской Федерации.
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра при применении РЭС, должны осуществлять контроль параметров излучений и приема этих РЭС с периодичностью, указанной в эксплуатационной документации на данные РЭС.
Контроль параметров излучений и приема РЭС гражданского назначения на территории Российской Федерации должен осуществляться только с использованием средств измерений, включенных в Государственный реестр средств измерений, в соответствии:
- с методиками измерений, приведенными в Нормах на параметры излучений РЭС;
- с методиками измерений, приведенными в эксплуатационной документации на средства измерения, включенные в Государственный реестр средств измерений;
- с методиками измерений параметров излучений РЭС, утвержденными установленным в Российской Федерации порядком.
Приложение 1
НОРМЫ НА ПАРАМЕТРЫ ИЗЛУЧЕНИЯ РЭС ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
N п/п
Наименование документа (обозначение)
Сведения об утверждении
Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
1
Нормы 19-13. Нормы на ширину полосы частот и внеполосные излучения радиопередатчиков гражданского применения
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03)
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)
2
Нормы 19-02. Нормы на ширину полосы радиочастот и внеполосные излучения радиопередатчиков гражданского назначения
решение ГКРЧ от 28.10.2002, протокол N 22/2
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)
3
Нормы 17-13. Радиопередатчики всех категорий гражданского применения. Требования на допустимые отклонения частоты
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)
4
Нормы 17-08. Радиопередатчики всех категорий гражданского применения. Требования на допустимые отклонения частоты. Методы измерения и контроля
решение ГКРЧ от 26.02.2008 N 08-23-07-001
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)
5
Нормы 18-13. Радиопередающие устройства гражданского назначения.
Требования на допустимые уровни побочных излучений
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)
6
Нормы 18-07. Радиопередающие устройства гражданского назначения.
Требования на допустимые уровни побочных излучений. Методы контроля
решение ГКРЧ от 12.02.2007 N 07-19-07-
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)
7
Нормы 24-13. Нормы на защитные отношения для систем наземного эфирного телевизионного и звукового вещания
решение ГКРЧ от 24.05.2013 N 13-18-03
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)
8
Нормы 24-88. Общесоюзные нормы на защитные отношения для системы телевизионного вещания
решение ГКРЧ СССР от 30.12.1988
Лица, осуществляющие использование радиочастотного спектра (пользователи радиочастотным спектром)