Решение Верховного Суда РФ от 19.03.2007 N ВКПИ08-14
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2007 г. N ВКПИ08-14
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре лейтенанте юстиции К., с участием представителя Президента Российской Федерации полковника юстиции Д., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.С. о признании незаконным и не действующим п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237,
установила:
Б.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным и недействующим п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) (далее Положение). По мнению заявителя, данный пункт Положения, устанавливающий сроки предоставления неиспользованного отпуска и дополнительных дней отдыха не позднее первого квартала следующего года, противоречит п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон).
При этом заявитель утверждает, что в соответствии с данным пунктом указанной статьи Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, однако каких-либо указаний о сроках предоставления отпуска указанным Законом не установлено, тогда как оспариваемый им пункт Положения ограничивает предоставление основного и (или) дополнительного отпуска за истекший год первым кварталом следующего года.
Далее Б.С. указывает, что на основании оспариваемого им пункта отдельные командиры и начальники необоснованно отказывают военнослужащим в предоставлении основного отпуска и дополнительных дней отдыха, в случае если обращение за их предоставлением состоялось позднее первого квартала года, следующего за годом, в котором появилось основание для их предоставления.
В подтверждение этого заявитель ссылается на определение судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 12 сентября 2006 года, которым отменено решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 26 июля 2006 года по его, Б.С., и военнослужащего Г. заявлениям об оспаривании действий воинских должностных лиц, связанных с исключением их из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы без предоставления дополнительных суток отдыха.
На основании изложенного п. 14 ст. 29 Положения, по мнению Б.С., нарушает права военнослужащих на предоставление и использование основного отпуска, а в конечном итоге право на отдых, гарантированное Конституцией РФ.
Заявитель Б.С., своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Президента РФ полковник юстиции Д. требования Б.С. не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что оспариваемый заявителем пункт Положения не противоречит действующему законодательству, более того, издан с целью социальной защиты военнослужащих, устанавливает временные рамки для принятия решения командиром части по предоставлению отпуска военнослужащему по окончанию оснований невозможности предоставления отпуска в текущем году.
Выслушав объяснения представителя Президента РФ полковника юстиции Д., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Б.С. отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 02.03.2007) и пунктами 1 и 13 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 26.06.2007) Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ и утверждает положение о порядке прохождения военной службы.
В силу ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, Президент Российской Федерации в рамках указанных правовых норм, издав Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утвердил Положение о порядке прохождения военной службы, действовал в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Положения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.
При этом в случае, если основной и (или) дополнительный отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, пунктом 14 статьи 29 Положения предусмотрено предоставление военнослужащему права использовать их в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.
Таким образом, п. 14 ст. 29 Положения предоставляет военнослужащему дополнительное время (первый квартал следующего года) на использование ежегодного отпуска и никоим образом не ограничивает его право на использование основного и (или) дополнительного отпуска.
Более того, данная норма закона предполагает обязанность командира предоставить отпуск за истекший год военнослужащему по контракту в первом квартале следующего года.
Этот вывод в полной мере корреспондирует и не противоречит пунктам 1 и 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которыми предусмотрено ежегодное предоставление основного отпуска, то есть с января по декабрь текущего года.
При этом продолжительность основного отпуска, а также порядок учета служебного времени и предоставление дополнительных суток отдыха, о чем имеется ссылка в заявлении Б.С., определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Что же касается указания заявителя на то, что на основании п. 14 ст. 29 Положения "некоторые недобросовестные командиры и начальники" отказывают военнослужащим в предоставлении основного отпуска и дополнительных дней отдыха в случае, если обращение за их предоставлением состоялось позднее первого квартала года, следующего за годом, в котором появилось основание для их предоставления, то данные вопросы не могут быть предметом рассмотрения данного дела, поскольку подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый заявителями п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденный Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Б.С. не может быть признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
В удовлетворении заявления Б.С. о признании незаконным и недействующим п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН