Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 16.11.2000 N ГКПИ00-1224

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2000 г. ГКПИ 00-1224

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего Романенкова Н.С.,     при секретаре Дончило В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волгоградской областной общественной организации вынужденных переселенцев "Комитет надежды" о признании недействительными пунктов 5 и 6, в части ограничения размера компенсации за утраченное жилье 120 тыс. руб. на семью и 10-кратного размера минимальной оплаты труда на каждого последующего (четвертого) члена семьи, но не более 200-кратного размера минимальной оплаты труда на одну семью компенсации за утраченное имущество "Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510,

установил:

Волгоградская областная общественная организация вынужденных переселенцев "Комитет надежды" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными с момента принятия пунктов 5 и 6 "Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и (или) имущества гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, в части ограничения размера компенсации за утраченное жилье 120 тыс. руб. на семью и 10-кратного размера минимальной оплаты труда на четвертого и каждого последующего члена семьи, но не более 200-кратного размера минимальной оплаты труда на одну семью компенсации за утраченное имущество.

В судебном заседании представители заявителя Ганнушкина С.А. и Дорина Н.В. пояснили, что оспариваемыми положениями установлены необоснованные ограничения в размере компенсации, нарушающие права и охраняемые законом интересы семейных граждан.

Представитель заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Туляков В.В. возражал против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемым нормативным актом установлены дополнительные к действующему законодательству меры социальной защиты гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.

С момента введения в действие данного Постановления 29709 семей подали заявления на получение компенсации, уже выплачена компенсация 15300 семьям, 14409 семей ожидают своей очереди на получение компенсации. Снятие размера ограничений не позволит выплатить компенсацию оставшимся семьям из-за ограниченности средств.

В связи с тем, что с 1 января 2001 г. вступает в силу статья 4 Федерального закона "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" и повышается минимальный размер оплаты труда, размер компенсации за утраченное имущество также будет повышаться.

Выслушав объяснения представителей Волгоградской областной общественной организации вынужденных переселенцев "Комитет надежды" Ганнушкиной С.А., Дориной Н.В., представителя Правительства Российской Федерации Тулякова В.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 издано во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" от 5 сентября 1995 г. N 898, которым предусмотрены компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб, в том числе за жилье.

Правительству Российской Федерации поручено определить порядок осуществления компенсационных выплат.

В силу абзаца 1 п. 5 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно" компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120 млн. рублей на семью, с учетом деноминации 120 тыс. руб., а согласно абзацу 1 п. 6 компенсация за утраченное имущество устанавливается в 50-кратном размере минимальной оплаты труда на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3-х человек включительно, и в 10-кратном размере минимальной оплаты труда на каждого последующего члена семьи, но не более 200-кратного размера минимальной оплаты труда на одну семью.

Реализуя гарантии социальной защиты граждан, Правительство Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством определило порядок выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество.

Установленные права на компенсационные выплаты являются дополнительной защитой прав граждан Российской Федерации на получение социальной защиты и не предусматривают возмещения утраченного жилья и имущества в полном объеме.

Право на социальное обеспечение не лишает гражданина права на защиту своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с гражданским и семейным законодательством.

Из объяснений представителя Правительства Российской Федерации Тулякова В.В. в суде следует, что при исчислении сумм компенсационных выплат за жилье учитывается рост средней стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов. В настоящее время компенсация за утраченное жилье пострадавшим семьям выплачивается по максимуму 120 тыс. рублей и за эту сумму возможно приобрести жилье.

При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы заявителя, что оспариваемым нормативным актом нарушаются права и охраняемые законом интересы семейных граждан и ограничения компенсации за утраченное жилье и имущество не соответствуют действующему законодательству.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного акта соответствуют действующему законодательству, изданы Правительством Российской Федерации в пределах полномочий данного органа государственной власти и не нарушают права и законные интересы граждан, поданное заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Волгоградской областной общественной организации вынужденных переселенцев "Комитет надежды" о признании недействительными пунктов 5 и 6, в части ограничения размера компенсации за утраченное жилье 120 тыс. руб. на семью и 10-кратного размера минимальной оплаты труда на каждого последующего (четвертого) члена семьи, но не более 200-кратного размера минимальной оплаты труда на одну семью, компенсации за утраченное имущество, "Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Другие документы по теме
"О классификации гидравлического молота по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"
"О Порядке ведения и применения реестра структур электронных документов и сведений, используемых при реализации информационного взаимодействия в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 2 пункта 5 Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утв. приказом Минюста РФ от 25.12.2006 N 380>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1.3 и абзаца второго пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60>
Ошибка на сайте