Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2004 N ВКПИ04-45
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ 04-45
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильясова Юнира Хакимовича о признании не соответствующим пункту 5 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" пункта 1 и подпункта "д" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563 в части, устанавливающей предоставление социальной поддержки исключительно военнослужащим организаций и воинских частей, включенных в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки,
установил:
Ильясов Ю.Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, считая, что названный Указ в части, касающейся определения Перечня организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, противоречит ст. ст. 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации и п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", нарушает его права на получение социальной поддержки как лица, проходившего военную службу в войсковой части, занимавшейся испытаниями ядерного оружия.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал.
Представители Президента Российской Федерации Фурманов О.П., Смирнов А.В. и Меньшиков А.В. требования Ильясова не признали и просили отказать в их удовлетворении, указав, что Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" издан в соответствии с полномочиями Президента Российской Федерации, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации, а не во исполнение п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает льготы и компенсации для лиц, замещающих воинские должности, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а определяет иной круг лиц, чем изложен в п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Выслушав объяснения представителей Президента Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Кочуры А.А., полагавшего необходимым заявление Ильясова Ю.Х. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Требование заявителя о признании п. 1 и пп. "д" п. 3 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" не соответствующим ст. ст. 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации не может быть удовлетворено, а производство по делу в части противоречия названных положений Указа Конституции Российской Федерации подлежит прекращению, поскольку в данном случае возникает вопрос не просто о законности оспариваемого нормативного акта Президента Российской Федерации, а о его конституционности, судебная проверка которого может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства.
Что касается требований заявителя о признании п. 1 и пп. "д" п. 3 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" не соответствующими п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то судом установлено следующее.
Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются дополнительные льготы, гарантии и компенсации. Перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
Выполняя указанные требования закона, Министр обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, издали соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие перечни воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья.
Вместе с тем Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" издан в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе.
Таким образом, обжалуемый нормативный правовой акт носит целевой, адресный характер по отношению к отдельным категориям гражданского персонала и военнослужащим, исполняющим свои трудовые и служебные обязанности не просто в сфере жизнедеятельности, подверженной риску для жизни и здоровья, а именно в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации.
Данный вывод также подтверждается положениями пп. "г" и "д" п. 3 Указа, согласно которым к лицам, на которых распространяется социальная поддержка, относятся лишь тот гражданский персонал и те военнослужащие, чье исполнение обязанностей связано с определенным видом деятельности, утвержденным настоящим Указом, и только в организациях и частях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. При этом некоторые виды деятельности могут быть и не связаны с повышенной опасностью для жизни и здоровья.
При таких данных суд считает установленным, что Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563 не противоречит п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку издан не на основании названных положений этого Закона, а в соответствии с конституционной компетенцией Президента Российской Федерации, в пределах своих полномочий и в целях направленной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса, определившего виды деятельности, осуществляемые в организациях и воинских частях, входящих в состав названного комплекса, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 220, ч. 3 ст. 251 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
производство по заявлению Ильясова Юнира Хакимовича о признании не соответствующим ст. ст. 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации пункта 1 и подпункта "д" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563 в части, устанавливающей предоставление социальной поддержки исключительно военнослужащим организаций и воинских частей, включенных в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, прекратить на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.
Заявление Ильясова Юнира Хакимовича о признании не соответствующим пункту 5 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" пункта 1 и подпункта "д" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563 в части, устанавливающей предоставление социальной поддержки исключительно военнослужащим организаций и воинских частей, включенных в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ