Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2001 N ГКПИ2001-1558
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2001 г. N ГКПИ2001-1558
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Апогей" о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества",
установил:
ООО "Торговая Компания "Апогей" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными пункта 1 в части передачи функций Федерального долгового центра при Правительстве РФ Российскому фонду федерального имущества, и пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества", т.к. указанное Постановление противоречит ряду федеральных законов, указам Президента РФ, положениям Конституции РФ и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и организаций, в том числе заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя ООО "Торговая Компания "Апогей" Л. поддержал заявленные требования, а также пояснил, что оспариваемый акт издан за пределами полномочий Правительства РФ.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ П. возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, приняты в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя ООО "Торговая Компания "Апогей" Л., представителя заинтересованного лица Правительства РФ П., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В целях упорядочения процесса реализации имущества, в том числе конфискованного или арестованного, на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, Правительство Российской Федерации 21 декабря 2000 г. издало Постановление N 980 "О передаче функций федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 980 ликвидирован Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации и его функции переданы Российскому фонду федерального имущества.
Федеральный долговой центр при Правительстве РФ был образован в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 января 1998 г. N 6 и являлся специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации, созданным в целях обеспечения исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организаций - должников на основании судебных решений и актов других органов, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, обращенного в федеральную собственность.
Заявитель не оспаривает правомерность ликвидации Федерального долгового центра при Правительстве РФ, полагая, что передача его функций Российскому фонду федерального имущества противоречит действующему законодательству.
Между тем указанные доводы являются несостоятельными.
Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173 правовой статус Российского фонда федерального имущества определен как специализированного финансового учреждения при Совете Министров - Правительстве РФ.
Правительство РФ в силу ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
Таким образом, передача Правительством РФ функций ликвидированного специализированного государственного учреждения Российскому фонду федерального имущества, являющемуся также специализированным учреждением при Правительстве РФ, не противоречит закону и не нарушает прав заявителя, который является юридическим лицом - коммерческой организацией.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 980 установлено, что реализация имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, в том числе находящееся за рубежом, а также бесхозяйного имущества, изъятого правоохранительным органом при проведении оперативно-розыскных мероприятий, осуществляется исключительно Российским фондом федерального имущества, его территориальными отделениями и отобранными на конкурсной основе представителями.
До подведения итогов конкурса по отбору представителей разрешить Российскому фонду федерального имущества привлекать для оценки и реализации имущества организации, осуществляющие указанную деятельность в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1999 г. N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества".
Правительство РФ на основании и во исполнение Федерального закона "Об исполнительном производстве" и иных федеральных законов может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства (ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Из объяснений представителя Правительства РФ П. следует, что реализация арестованного имущества относится к мерам принудительного исполнения, осуществление которых является государственной функцией.
Правительство РФ, реализуя свои полномочия по вопросам исполнительного производства, установило, что реализация имущества, конфискованного или арестованного осуществляется исключительно Российским фондом федерального имущества, который является специализированным учреждением, а также его территориальными отделениями и отобранными на конкурсной основе представителями.
Из содержания пункта 2 оспариваемого нормативного акта, а также объяснений представителя Правительства РФ П. следует, что Российский фонд федерального имущества и его территориальные отделения, осуществляя контрольные функции по реализации арестованного имущества, вправе привлекать для реализации арестованного имущества иные организации, отбираемые на конкурсной основе в качестве представителей, что не противоречит требованиям ст. 54 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения абзаца 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 980 содержат правила переходного периода и не нарушают прав заявителя.
Согласно пункту 3 оспариваемого нормативного акта Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству поручено в месячный срок заключить с Российским фондом федерального имущества соглашения, определяющие порядок и условия их взаимодействия при продаже арестованного и конфискованного имущества.
Названные в данном пункте федеральные Министерства и ведомства входят в структуру федеральных органов исполнительной власти и Правительство РФ вправе руководить их работой, обязав заключить соответствующие соглашения с Российским фондом федерального имущества.
Требования данной нормы прав и законных интересов заявителя ООО "Торговая Компания "Апогей" не касаются.
Ссылки заявителя на то, что реализация положений пункта 3 Постановления и заключения соглашений между федеральными органами власти и Российским фондом федерального имущества противоречит требованиям ст. 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" являются несостоятельными. Реализация арестованного имущества является мерой принудительного исполнения и не относится к коммерческой деятельности.
Что касается доводов представителя ООО "Торговая Компания "Апогей" о несоответствии условий договора, заключенного территориальным отделением Российского фонда федерального имущества с заявителем, то они не могут быть приняты во внимание, т.к. предметом рассматриваемого спора является нормативный правовой акт, а не условия заключенного договора.
Кроме того заявитель не лишен возможности защищать свои права и охраняемые законом интересы путем оспаривания в суде конкретных условий договора.
К предмету рассматриваемого спора также не относится проверка законности конкурсного отбора, проведенного Российским фондом федерального имущества.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют действующему законодательству, приняты в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают прав и законных интересов ООО "Торговая Компания "Апогей", поданное заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания "Апогей" о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда