Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 13.05.2014 N АКПИ14-202

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 мая 2014 г. N АКПИ14-202

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агроптицепредприятие "Черкесское" - птицекомбинат "Черкесский" о признании недействующим пункта 124 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила). Постановление опубликовано 12 августа 2013 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 124 Правил в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, а также абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод с даты утверждения таких нормативов.

Общество с ограниченной ответственностью Агроптицепредприятие "Черкесское" - птицекомбинат "Черкесский" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 124 Правил в части, устанавливающей обязанность абонентов, осуществляющих деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющих самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию о составе и свойствах сточных вод.

Заявитель полагает, что оспариваемое нормативное положение необоснованно расширяет круг лиц, обязанных подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод, не соответствует пункту 7 части 11 статьи 7 и части 4 статьи 30 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ), который не устанавливает обязанность абонентов, для которых не установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод, и нарушает права ООО Агроптицепредприятие "Черкесское" - птицекомбинат "Черкесский" на заключение договора, соответствующего Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ.

В судебное заседание представитель ООО Агроптицепредприятие "Черкесское" - птицекомбинат "Черкесский" не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 26 февраля 2014 г. N СП-П9-1355).

Представители Правительства Российской Федерации Н. и Б.Д. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что Правительство Российской Федерации вправе было установить круг лиц, обязанных подавать декларацию, поскольку Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ не определяет состав абонентов, обязанных подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод, обязанность подавать декларацию установлена названным законом не только для тех абонентов, которым установлен норматив сброса, но и для иных абонентов. Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, статьей 7 которого установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10). Правилами определяются, в частности, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем, и порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (пункты 3, 7 части 11).

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных полномочий, утвердило оспариваемые в части Правила, установив в разделе VIII порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод. Требования к составу и свойствам сточных вод определены разделом VI Правил (предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения), а также приложениями N 2 (перечень загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения) и N 3 (нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения) к Правилам. При этом плата за нарушение указанных требований вносится организации, осуществляющей водоотведение (раздел VII Правил).

Контроль за соблюдением указанных требований осуществляется в соответствии с разделом VIII Правил, одной из форм контроля является подача абонентами, осуществляющими деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющими самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларации о составе и свойствах сточных вод.

Указанными абонентами декларация о составе и свойстве сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, подается в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, что соответствует приведенным положениям статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ.

Довод заявителя о противоречии пункта 124 Правил в оспариваемой части пункту 7 части 11 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ является необоснованным, поскольку данная норма не определяет перечень абонентов, обязанных подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемого нормативного положения части 4 статьи 30 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, согласно которой в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы.

К абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 отнесены юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Для названных абонентов нормативы устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а плата за нарушение нормативов допустимых сбросов абонентов вносится в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом часть 4 статьи 30 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ устанавливает требования только к абонентам, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты).

Правила имеют более широкий предмет правового регулирования и распространяются на всех абонентов, а не только на абонентов, в отношении объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов.

Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных полномочий, в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения вправе установить в качестве одной из форм контроля за соблюдением требования к составу и свойствам сточных вод подачу декларации о составе и свойстве сточных вод для иных абонентов.

Учитывая, что оспариваемые в части Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, пункт 124 Правил не противоречит федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Агроптицепредприятие "Черкесское" - птицекомбинат "Черкесский" о признании недействующим пункта 124 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
"О формах сведений об организации, на базе которой создается диссертационный совет, и сведений о кандидатах в члены диссертационного совета"
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО"
<О признании недействующим абзаца 3 пункта 10 Положения о порядке установления и выплаты прокурорским работникам доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 29.09.1999 N 771-к>
"Об утверждении Порядка взаимного предоставления сведений в области обеспечения единства измерений, содержащихся в информационных фондах государств - членов Евразийского экономического союза"
Ошибка на сайте