Решение Верховного Суда РФ от 16.10.2001 N ГКПИ2001-1312
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1312
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Администрации муниципального образования Хасанский район Приморского края о признании недействительным п. 15 "Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.10.1995 N 988, от 21.12.2000 N 999),
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" установлено, что возврат денежных сумм, связанный с возмещением стоимости конфискованного имущества или выплатой денежной компенсации, включая их доставку, производится за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (п. 15).
Администрация муниципального образования Хасанский район Приморского края обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с названной жалобой, утверждая, что оспариваемая норма содержит государственное полномочие, возлагающее на органы местного самоуправления из своего бюджета производить выплату денежных сумм в возмещение стоимости конфискованного в результате политических репрессий имущества с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Данная норма не соответствует федеральному закону, поскольку исполнение государственных полномочий может быть возложено на органы местного самоуправления только законом, но не постановлением Правительства РФ, причем финансовые средства для осуществления этих полномочий должны быть предоставлены заранее. В результате применения оспариваемой нормы муниципальное образование несет расходы из своего бюджета по исполнению судебных решений о выплате компенсаций лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Представитель Администрации муниципального образования Хасанский район Приморского края в судебное заседание не явился, и.о. Главы муниципального образования просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства финансов Российской Федерации Римкевич А.В. и Янина Н.Г. возражали против удовлетворения жалобы, утверждая, что п. 15 "Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" отвечает требованиям федерального законодательства и обеспечивает оперативное возмещение стоимости конфискованного имущества, Министерство финансов РФ не может прогнозировать подлежащие выплате суммы, однако полностью компенсирует понесенные расходы органами местного самоуправления, перед бюджетом Приморского края задолженности федерального бюджета не имеется.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в судебное заседание не явились.
Исследовав доказательства по делу, проверив доводы жалобы, выслушав представителей Министерства финансов Российской Федерации А.В. Римкевич и Н.Г. Янину, заслушав заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Л.Ф. Масаловой, полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Возврат денежных сумм, связанный с возмещением стоимости конфискованного имущества или выплатой денежной компенсации, включая их доставку, производится за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, указанный в оспариваемой норме, по мнению суда, относится к отдельным государственным полномочиям.
Утверждение в жалобе о том, что федеральный закон не устанавливал выплаты компенсации за счет местных бюджетов, в связи с чем Постановление Правительства Российской Федерации является незаконным, является ошибочным.
Статьей 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года N 1761-1 с последующими изменениями установлено, что решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
Далее в ст. 17 того же Закона указано, что порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Законом Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления принимают решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций, порядок их выплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления, принимая в соответствии со ст. 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" решение о выплате денежных компенсаций или исполняя решение суда, должен произвести выплату из местного бюджета, основано на п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1999 г., 27 декабря 2000 г.), согласно которому расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Кроме того, пп. 3 п. 3 ст. 5 того же Федерального закона предусматривает, что органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.
Судом исследован вопрос о том, какие последствия для заявителя может повлечь признание оспариваемой нормы недействительной, установлено, что федеральным законом иные источники финансирования указанных расходов не предусмотрены и орган местного самоуправления, выполняя отдельные государственные полномочия, переданные ст. 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", обязан руководствоваться ст. ст. 36 и 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 4 и 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", на основании которых должны принимать решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций, нести расходы по их исполнению и исполнению решения судов, после чего - получать компенсацию из федерального бюджета. По утверждению представителей Министерства финансов Российской Федерации, компенсация увеличения расходов местных бюджетов, возникших вследствие осуществления указанных государственных полномочий, производится регулярно в форме трансфертов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 в полной мере соответствует федеральному закону. Доводы жалобы нельзя признать убедительными, влекущими признание недействительной оспариваемой нормы.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Администрации муниципального образования Хасанский район Приморского края о признании недействительным п. 15 "Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 926 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.10.1995 N 988, от 21.12.2000 N 999), - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.