Рейтинг@Mail.ru

Решение ВАС РФ от 09.11.2012 N 11234/12

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 9 ноября 2012 г. N 11234/12

Резолютивная часть решения объявлена 2 ноября 2012 г.

Решение изготовлено в полном объеме 9 ноября 2012 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Тумаркина В.М., судей Зориной М.Г. и Петровой С.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОТЕК-СВМ" к Правительству Российской Федерации о признании частично недействующими отдельных положений, содержащихся в абзаце втором пункта 1 примечания к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, и абзаце втором пункта 1 примечания к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПРОТЕК-СВМ" - Толмачева Т.Ш. (доверенность от 01.12.2011);

от Правительства Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации - Андре А.А. (поручение Правительства Российской Федерации от 29.08.2012 N ВС-П12-5078, доверенность от 16.07.2012 N ПД-МЗ-9).

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Левкина О.В.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПРОТЕК-СВМ" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев вторых пунктов 1 примечаний к Перечням кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации и ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, в части упоминаемых в них регистрационных удостоверений.

Названные Перечни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 688).

Общество утверждает, что в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), статей 27, 28, 29, 33, 34 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) упомянутые абзацы содержат требования о наличии регистрационных удостоверений на фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, проходящие процедуру подтверждения регистрации, в качестве основания для исчисления налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при применении кодов по классификации Общероссийского классификатора ОК 005-93 и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Выдача регистрационных удостоверений на фармацевтические субстанции и временных регистрационных удостоверений на лекарственные препараты взамен утративших действие было предусмотрено до 01.09.2010 Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ). После указанной даты в связи в вступлением в силу Закона N 61-ФЗ регистрационные удостоверения на фармацевтические субстанции и временные регистрационные удостоверения на период перерегистрации лекарственных препаратов не выдаются.

Из указанных обстоятельств общество делает вывод о том, что оспариваемые положения постановления Правительства Российской Федерации N 688 в нарушение статьи 6 Кодекса ограничивают его право на применение указанной налоговой ставки.

В подтверждение нарушения прав и законных интересов общество представило письмо Федеральной таможенной службы от 26.11.2010 N 05-18/57463.

В отзыве на заявление представитель Правительства Российской Федерации просит в удовлетворении заявленного обществом требования отказать как основанного на ошибочном толковании законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего отношения в сфере обращения лекарственных средств. Постановление Правительства Российской Федерации N 688 принято в соответствии с полномочиями, делегированными ему Кодексом. Налоговая ставка 10 процентов по налогу на добавленную стоимость применяется в отношении лекарственных средств, которые прошли процедуру государственной регистрации с выдачей регистрационных удостоверений в соответствии с Законом N 61-ФЗ и Законом N 86-ФЗ.

Заслушав и обсудив объяснения представителей общества и Правительства Российской Федерации, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого судебного акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно пункту 1 статьи 4 Кодекса Правительство Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 6 названного Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств (включая лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов.

Коды видов продукции, перечисленные в указанном пункте, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Во исполнение подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление N 688, которым утвердило Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, и Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно абзацам первому и второму пункта 1 примечания к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, коды ОК 005-93, приведенные в указанном Перечне, применяются в отношении лекарственных средств, в том числе фармацевтических субстанций, российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

Аналогичные положения содержатся в абзацах первом и втором к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Для целей Закона N 61-ФЗ используются следующие основные понятия:

лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (пункт 4 статьи 4);

фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность (пункт 2 статьи 4);

лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пункт 1 статьи 4);

регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата (пункт 26 статьи 4).

Закон N 61-ФЗ предусматривает в целях проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан на территории Российской Федерации и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств государственную регистрацию лекарственных препаратов и ведение государственного реестра лекарственных средств (статья 5).

В силу статьи 13 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственную регистрацию лекарственного препарата подтверждает регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок, выдаваемое бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты (пункт 26 статьи 4, статья 28 Закона N 61-ФЗ).

Федеральный орган исполнительной власти при обращении лекарственных средств ведет государственный реестр лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и иную информацию о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях, поименованную в статье 33 Закона N 61-ФЗ.

Исходя из указанного нормативного правого регулирования правоотношений, возникающих в сферах обращения лекарственных средств и обложения налогом на добавленную стоимость операций с лекарственными средствами, суд приходит к следующим выводам.

Постановление Правительства Российской Федерации N 688, в том числе в оспариваемой обществом части, принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Российской Федерации пунктом 1 статьи 4 Кодекса во исполнение подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса.

К медицинским товарам, о которых упоминает подпункт 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса, относятся лекарственные средства (лекарственные препараты и фармацевтические субстанции), внесенные в государственный реестр лекарственных средств, что в установленных Законами N 61-ФЗ и N 86-ФЗ случаях подтверждается регистрационными удостоверениями.

В силу пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Следовательно, изменения, внесенные в 2010 году в законодательство в сфере обращения лекарственных средств, означают, что оспариваемые обществом положения постановления Правительства Российской Федерации N 688 подлежат применению с учетом нового правового регулирования в указанной сфере деятельности.

Что касается письма Федеральной таможенной службы от 26.11.2010 N 05-18/57463, то разъяснение, содержащееся в упомянутом письме, оценке не подлежит как не относящееся к предмету спора по делу об оспаривании нормативного правового акта.

С учетом изложенного суд не усматривает несоответствия оспариваемых обществом положений постановления Правительства Российской Федерации N 688 статье 164 Кодекса и Закону N 61-ФЗ, имеющим большую юридическую силу. Упомянутые положения не нарушают права и законные интересы общества в осуществляемой им сфере деятельности, не возлагают на общество в нарушение законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств, какие-либо обязанности, не создают иные препятствия для осуществления этой деятельности, не предусмотренные названными отраслями законодательства.

Руководствуясь статьями 167, 168 - 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

1. Признать положения о наличии регистрационных удостоверений, содержащиеся в абзаце втором пункта 1 примечания к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, и абзаце втором пункта 1 примечания к Перечню кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и не противоречащими Федеральному закону от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", имеющим большую юридическую силу.

2. Обществу с ограниченной ответственностью "ПРОТЕК-СВМ" (г. Москва) в удовлетворении заявления отказать.

3. Решение может быть обжаловано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке надзора по заявлению, поданному в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Председательствующий

В.М.ТУМАРКИН

Судья

М.Г.ЗОРИНА

Судья

С.М.ПЕТРОВА

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.1 Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 487>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 33 Положения о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного Приказом Минюста РФ от 08.06.2005 N 79>
"Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении полиэтилена для нанесения заводского трехслойного антикоррозионного покрытия на трубы большого диаметра"
(ред. от 02.12.2013) "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)" (вместе с "Правилами применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)")
Ошибка на сайте