Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N ГКПИ06-475

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2006 г. N ГКПИ06-475

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пунктов 49 и 50 главы XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 (в заявлении К. приводит положения пунктов 49 и 50 главы XII Правил, называя их абзацами 1 и 2 раздела 12 Правил).

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта о порядке переписки осужденных не соответствуют пункту 1 статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и нарушают его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерацией, Европейской Конвенцией.

К. извещен о времени и месте судебного заседания.

Представители заинтересованных лиц Минюста России Мальков Д.Л. и Генеральной прокуратуры РФ Акимов С.К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минюста России Малькова Д.Л., Генеральной прокуратуры РФ Акимова С.К., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с действующим законодательством осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях.

Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в части 2 статьи 82 предусматривает, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005 г., регистрационный номер 7161, и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 47, 21.11.2005.

Глава XII Правил регулирует порядок переписки осужденных, получения и отправления денежных переводов.

Пунктом 49 главы XII Правил предусмотрено, что получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления. В тюрьмах, ЕПКТ, помещениях камерного типа колоний и безопасных местах письма для отправления осужденные передают представителям администрации.

Согласно пункту 50 главы XII Правил письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.

Представитель Минюста России Мальков Д.Л. пояснил в суде, что право осужденных на ведение личной переписки и обращение в суды и органы, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений, закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен механизм реализации этого права, порядок направления корреспонденции осужденными.

Доводы заявителя о возможном вскрытии конвертов с его письмами в органы, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений, и судебные органы являются несостоятельными, поскольку Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрен запрет на цензуру таких обращений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Права и свободы человека и гражданина согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право человека на уважение его личной и семейной жизни, тайну корреспонденции закреплено также в ряде международно-правовых актов, в частности в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Российская Федерация.

Положения настоящей Конвенции не допускают вмешательства государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц (статья 8 Конвенции).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, в статье 91 установил, что получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения.

Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4 УИК РФ).

Поэтому доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 1 статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, являются несостоятельными.

По объяснениям представителя Генеральной прокуратуры РФ Акимова С.К., право осужденного вести переписку и направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы предусмотрено статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Обязанность администрации исправительного учреждения регистрировать все письменные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных в отделах специального учета или в канцелярии колонии закреплена в пункте 61 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и, следовательно, доводы К. о том, что никакого учета и регистрации самого факта такой передачи корреспонденции властям не ведется, являются несостоятельными.

Кроме того, за исполнением администрацией исправительного учреждения данных требований закона осуществляется как ведомственный контроль, так и прокурорский надзор (статьи 21, 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Нарушение сотрудниками администрации исправительного учреждения этого права осужденного влечет наступление юридической ответственности.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, на тайну переписки, заявление К. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. о признании недействующими пунктов 49 и 50 главы XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа МПС РФ от 29.03.1999 N 6Ц>
"О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными пункта 1, части 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы">
<О признании недействующими абзаца второго пункта 5, подпункта "е" пункта 6, абзаца второго пункта 13, пункта 15, абзацев второго и третьего пункта 19 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541>
Ошибка на сайте