Рейтинг@Mail.ru

Решение Суда ЕврАзЭС от 12.07.2012 N 21

СУД ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2012 г. N 21

О РЕГЛАМЕНТЕ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

В соответствии со статьей 15 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года Суд Евразийского экономического сообщества решил:

1. Утвердить Регламент Суда Евразийского экономического сообщества (прилагается).

2. В соответствии со статьей 19 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года настоящие решение и Регламент Суда Евразийского экономического сообщества подлежат изданию в официальных источниках опубликования Суда, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и государств - членов Евразийского экономического сообщества, а также в соответствующих реестрах правовой информации.

3. Опубликовать настоящие решение и Регламент Суда Евразийского экономического сообщества на Интернет-сайте Суда Евразийского экономического сообщества.

Председатель

Е.А.СМИРНОВ

Утвержден

решением Суда Евразийского

экономического сообщества

от 12 июля 2012 г. N 21

РЕГЛАМЕНТ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Настоящий Регламент принят в целях реализации статьи 15 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года и определяет порядок рассмотрения дел в Суде Евразийского экономического сообщества.

Особенности рассмотрения дел с участием хозяйствующих субъектов регулируются Регламентом Суда по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, утвержденным решением Суда от 22 мая 2012 года N 12.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

Содержащиеся в настоящем Регламенте понятия и термины, если из текста или смысла не вытекает иное, имеют следующее значение:

"Договор от 10 октября 2000 года" - Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;

"Договор от 9 декабря 2010 года" - Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года;

"ЕврАзЭС" - международная организация "Евразийское экономическое сообщество", учрежденная Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;

"заинтересованная сторона" - государство - член ЕврАзЭС или Комиссия, реализовавшие свое право в порядке, предусмотренном статьей 21 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года, на обращение в Суд с ходатайством о разрешении вступить в дело, которое удовлетворено Судом;

"заявитель запроса" - государство - член ЕврАзЭС, Таможенного союза, орган ЕврАзЭС, орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, высший судебный орган, обратившийся в Суд с запросом о толковании в соответствии с пунктом 3 или подпунктом в) пункта 4 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года или о вынесении заключения в соответствии со статьей 26 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года и пункта 3 статьи 3 Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года;

"Комиссия" - Комиссия, учрежденная в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, или Евразийская экономическая комиссия, учрежденная Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года;

"консультативное заключение Суда" - судебный акт, принимаемый по запросу государства - члена ЕврАзЭС, Таможенного союза, органа ЕврАзЭС и Таможенного союза, высшего органа судебной власти государства - члена ЕврАзЭС по вопросам применения международных договоров и решений органов ЕврАзЭС и Таможенного союза;

"органы ЕврАзЭС" - Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, Интеграционный Комитет ЕврАзЭС, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС;

"органы Таможенного союза" - Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза), Высший Евразийский экономический совет, Комиссия;

"постановление Суда" - акт Суда Евразийского экономического сообщества, принимаемый в ходе осуществления судопроизводства в виде отдельного судебного акта или протокольного постановления;

"право ЕврАзЭС" - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, решения органов ЕврАзЭС и Таможенного союза, судебные акты Суда;

"решение Суда" - судебный акт, принимаемый по существу рассмотрения спора, а также в результате толкования;

"секретарь судебного заседания" - лицо, ведущее протокол судебного заседания;

"Статут Суда" - Статут Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года;

"стороны" - заявитель и ответчик по рассматриваемому в Суде делу;

"Суд" - Суд Евразийского экономического сообщества, созданный в соответствии со статьей 8 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;

"судебный акт" - акт Суда в форме решения, консультативного заключения и постановления.

Статья 2. Цель Суда

Целью Суда является формирование права ЕврАзЭС путем обеспечения надлежащего выполнения и единообразного применения международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, решений их органов, а также разрешения споров, входящих в компетенцию Суда.

Деятельность Суда направлена на обеспечение доступности правосудия, правовой определенности, процессуальной эффективности, защиты нарушенных прав и интересов сторон по рассматриваемым Судом делам, а также на формирование уважительного отношения к праву ЕврАзЭС и судебным актам Суда.

Статья 3. Принципы деятельности Суда

Суд осуществляет свою деятельность на основе общепризнанных принципов организации и деятельности международных судебных учреждений, а также на принципах верховенства права ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, независимости судей, активной роли судьи при осуществлении правосудия, коллегиальности и публичности.

РАЗДЕЛ II. СУДОУСТРОЙСТВО СУДА

Статья 4. Состав Суда

Суд рассматривает дела в составе Пленума, Большой коллегии, Коллегии и Апелляционной палаты.

Статья 5. Пленум

1. В состав Пленума входят все судьи Суда.

2. Пленум обеспечивает единообразное применение Договора от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

3. Пленум:

а) по заявлению государства - члена ЕврАзЭС, органа ЕврАзЭС рассматривает споры, возникающие между государствами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС;

б) назначает советника судьи для проведения процедуры примирения по спорам, возникающим между государствами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС;

в) по запросу государства - члена ЕврАзЭС, высшего судебного органа государства - члена ЕврАзЭС, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС;

г) по запросу государства - члена ЕврАзЭС, органа ЕврАзЭС, высшего органа судебной власти государства - члена ЕврАзЭС выносит консультативные заключения по вопросам применения международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.

К ведению Пленума могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках ЕврАзЭС.

4. Пленум правомочен проводить судебное заседание и принимать решение при условии присутствия на нем не менее одного судьи от каждого государства - члена ЕврАзЭС. В случае невозможности присутствия на судебном заседании судьи от какого-либо государства - члена ЕврАзЭС рассмотрение дела откладывается или объявляется перерыв в судебном заседании.

5. На судебных заседаниях Пленума председательствует Председатель Суда, в его отсутствие - заместитель Председателя Суда либо судья, старший по возрасту.

Судьей-докладчиком судьи назначаются поочередно по фамилии судьи, начиная с последней буквы русского алфавита.

Полномочия председательствующего Пленума и судьи-докладчика по делу определяются настоящим Регламентом.

6. Протокол на заседании Пленума ведется помощником председательствующего.

Статья 6. Большая коллегия

1. В состав Большой коллегии входят все судьи Суда от государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2. Большая коллегия:

а) по заявлению государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства или органа Таможенного союза и Единого экономического пространства рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства;

б) по заявлению государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства или органа Таможенного союза и Единого экономического пространства рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза и Единого экономического пространства;

в) по заявлению государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства или Комиссии разрешает споры между Комиссией и государствами, входящими в Таможенный союз и Единое экономического пространство, а также между государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;

г) назначает советника судьи для проведения процедуры примирения для разрешения спора между Комиссией и государствами, входящими в Таможенный союз и Единое экономического пространство, а также между государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;

д) по заявлению государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства или органа Таможенного союза и Единого экономического пространства дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, актов, принятых органами Таможенного союза и Единого экономического пространства;

е) по запросу государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства, органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, высшего органа судебной власти государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства выносит консультативные заключения по вопросам применения международных договоров и решений органов Таможенного союза и Единого экономического пространства;

ж) по запросу высшего органа судебной власти государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства выносит решения по вопросам применения международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, актов Комиссии, затрагивающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов, если эти вопросы существенно влияют на разрешение дела по существу.

К ведению Большой коллегии могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

3. Большая коллегия также:

формирует состав Коллегии Суда, Апелляционной палаты;

распределяет заявления и жалобы;

принимает или отказывает в принятии к рассмотрению запросов высших органов судебной власти государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства;

определяет судью-докладчика Коллегии Суда, Апелляционной палаты;

осуществляет иные полномочия согласно Регламенту Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов.

4. Судебное заседание считается правомочным при условии присутствия на нем всех судей Суда от государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. В случае невозможности присутствия на судебном заседании кого-либо из судей, входящих в Большую коллегию, рассмотрение дела откладывается или объявляется перерыв в судебном заседании.

5. На судебных заседаниях Большой коллегии председательствуют судьи Большой коллегии поочередно по фамилии судьи, начиная с первой буквы русского алфавита.

Судьей-докладчиком назначаются судьи из состава Большой коллегии поочередно по фамилии судьи, начиная с последней буквы русского алфавита.

Полномочия председательствующего Большой коллегии и судьи-докладчика по делу определяются настоящим Регламентом.

6. Протокол на заседании Большой коллегии ведется помощником председательствующего.

Статья 7. Судья-докладчик

1. Судья-докладчик по делу:

предварительно определяет подсудность;

проверяет правильность оформления заявления или запроса, их соответствие предъявляемым требованиям, точность их изложения;

проверяет соблюдение установленного предварительного порядка урегулирования спора и наличие документов, подтверждающих соблюдение такого порядка;

определяет полноту и достаточность представленных документов и материалов;

проверяет наличие вступившего в силу решения Суда по ранее рассмотренному делу о том же предмете и по тем же основаниям;

готовит предварительное заключение с предложением о принятии заявления или запроса к производству Суда либо об отказе в его принятии;

организует проведение судебного заседания;

подготавливает проекты решения, консультативного заключения, постановления.

2. Советник судьи-докладчика анализирует судебную практику, подготавливает заключение по материалам дела.

РАЗДЕЛ III. СУДОПРОИЗВОДСТВО

Статья 8. Стадии судопроизводства

1. Процедура в Суде состоит из двух стадий: письменной и устной.

2. Письменная стадия включает подачу в Суд заявлений, запросов, иных документов и материалов, относящихся к делу, либо их заверенных копий.

3. Устная стадия состоит из докладов судьи-докладчика, советника судьи, заслушивания лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, специалистов, а также оглашения документов, материалов и решений.

Статья 9. Принципы судопроизводства

Судопроизводство в Суде осуществляется на основе принципов независимости судей, гласности разбирательства, равенства сторон, состязательности, коллегиальности, учета баланса интересов сторон в целях вынесения справедливого решения.

Статья 10. Язык судопроизводства

Судопроизводство осуществляется на русском языке.

Все документы представляются в Суд на русском языке. Лица, участвующие в деле и не владеющие русским языком, вправе давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Статья 11. Применимое право

1. Суд, рассматривая дело, применяет:

международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС;

международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства;

решения органов ЕврАзЭС;

акты органов Таможенного союза и Единого экономического пространства;

международные договоры, участниками которых являются государства - стороны спора;

общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

принципы и нормы права в соответствии с тем, как они были истолкованы в предыдущих судебных актах Суда.

2. На всех стадиях судопроизводства Суд применяет положения настоящего Регламента.

3. Вопросы, не урегулированные настоящим Регламентом, разрешаются по справедливости и доброй совести при условиях равного отношения к спорящим сторонам.

Статья 12. Лица, участвующие в деле

1. Лицами, участвующими в деле, являются:

стороны, заинтересованные стороны, заявитель запроса, их представители;

эксперты, специалисты, свидетели и переводчики.

2. Лица, участвующие в деле, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности в соответствии с международными договорами в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, настоящим Регламентом.

3. Стороны, заинтересованные стороны, заявитель запроса, их представители имеют право:

знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии, получать копии судебных актов в виде отдельного документа;

заявлять отводы, ходатайства, в том числе о применении временных мер, делать заявления, давать объяснения в письменной и устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам. Заявления и ходатайства могут быть направлены также в электронном виде;

представлять любые документы или материалы, имеющие значение для правильного разрешения дела, и участвовать в их исследовании;

знакомиться с ходатайствами, заявленными другими участниками судебного процесса, и высказывать свои возражения;

задавать вопросы другим участникам судебного процесса;

пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными настоящим Регламентом и международными договорами в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Стороны также пользуются правом на примирение и подписание мирового соглашения.

4. Стороны, заинтересованные стороны, заявитель запроса, их представители обязаны:

явиться по вызову Суда;

направлять другой стороне копии процессуальных документов;

обеспечить явку эксперта, специалиста, свидетеля и переводчика, вызванных в Суд по их ходатайству;

добросовестно пользоваться своими правами и не злоупотреблять ими;

исполнять иные процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Регламентом, международными договорами в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

5. Эксперт, специалист имеет право:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;

заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов для дачи заключения.

Эксперт, специалист обязан явиться по вызову Суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам в письменной форме.

6. Переводчик вправе задавать вопросы для уточнения перевода. Переводчик обязан явиться по вызову Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод.

7. Свидетель обязан явиться по вызову Суда, сообщить сведения по существу рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и лиц, участвующих в деле.

Статья 13. Стороны и заявитель запроса

1. Сторонами в судебном процессе являются:

заявители - государства - члены ЕврАзЭС, государства - члены Таможенного союза и Единого экономического пространства, органы ЕврАзЭС, органы Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссия;

ответчики - государства - члены ЕврАзЭС, государства - члены Таможенного союза и Единого экономического пространства, органы ЕврАзЭС, органы Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссия.

2. Заявителем запроса являются государства - члены ЕврАзЭС, государства - члены Таможенного союза и Единого экономического пространства, органы ЕврАзЭС, органы Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссия, высшие органы судебной власти.

Статья 14. Заинтересованная сторона

1. Заинтересованной стороной является государство - член ЕврАзЭС или Комиссия, ходатайство которого о разрешении вступить в дело удовлетворено Судом.

2. В ходатайстве о вступлении в дело должны быть указаны причины, по которым решение Суда по данному делу может затронуть какой-либо интерес правового характера государства - члена ЕврАзЭС или Комиссии. Суд извещает стороны о поступившем ходатайстве и прилагает его копию.

3. Ходатайство о вступлении в дело должно быть подано до вынесения решения Суда. Представителями заинтересованной стороны в Суде могут быть лица, указанные в пункте 1 статьи 15 настоящего Регламента.

4. Вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении ходатайства разрешается соответствующим составом Суда, рассматривающим дело, о чем выносится постановление, которое направляется сторонам и заинтересованной стороне.

Статья 15. Представительство в Суде

1. Представителями сторон, заинтересованной стороны, заявителя запроса могут выступать:

официальное лицо государства, представляющее свое государство без предъявления полномочий в соответствии с нормами международного права;

уполномоченный руководитель органа государства или руководитель уполномоченного органа государства, подписавший обращение, запрос в Суд;

руководитель органа ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства, высшего органа судебной власти государств - членов ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства, подписавший обращение в Суд;

руководитель Комиссии, принявшей оспариваемый акт или совершившей оспариваемое действие (бездействие);

дипломатический агент государства в государстве пребывания Суда.

2. Представителями сторон, заинтересованной стороны, заявителя запроса могут быть также иные лица, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами, выданными лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

3. Полномочия представителей проверяются председательствующим в судебном заседании путем изучения предъявленных Суду подтверждающих такие полномочия документов. Суд на основании предъявленных документов решает вопрос о признании полномочий и допуске указанных лиц к участию в судебном заседании.

Документы, подтверждающие полномочия представителей, при необходимости приобщаются к делу либо в протокол судебного заседания заносятся сведения из этих документов.

4. В случае непредставления необходимых документов Суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица, о чем выносится протокольное постановление.

Статья 16. Заявление

1. В заявлении государства - члена ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства, органа ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссии должно быть указано:

а) наименование Суда;

б) наименование заявителя, его местонахождение, включая официальное название государства, почтовый адрес (адрес для переписки), а также номер телефона, факса, адрес электронной почты;

в) наименование ответчика и его местонахождение, почтовый адрес (адрес для переписки), а также номер телефона, факса, адрес электронной почты;

г) требования заявителя со ссылкой на конкретные факты и обстоятельства, положения международных договоров или решений органов ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, нарушающие его права и законные интересы, в том числе действием (бездействием) органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссии, а также подтверждающие документы;

д) наименование, номер, дата принятия, источник опубликования оспариваемого акта органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссии и (или) описание действия (бездействия) органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссии (по спорам, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4 статьи 13 Статута);

е) сведения о соблюдении предварительного порядка урегулирования спора (по спорам, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4 статьи 13 Статута);

ж) данные и местонахождение лица, назначенного в качестве полномочного представителя;

з) подпись заявителя или лица, указанного в пункте 1 статьи 15 настоящего Регламента, дата подачи заявления.

2. К заявлению прилагаются:

а) документы, обосновывающие требования заявителя;

б) документы, подтверждающие предварительное обращение за урегулированием спора;

в) оспариваемый акт органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссии;

г) документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления, за исключением случаев, когда такое не требуется в соответствии с нормами международного права;

д) документы, подтверждающие направление ответчику копии заявления и прилагаемых к нему документов;

е) иные документы и сведения, обосновывающие требования заявителя.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются в копиях по числу сторон, участвующих в деле.

3. Заявление по поводу какого-либо решения органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссии не приостанавливает действие оспариваемого акта.

Статья 17. Запрос

1. Запрос государства - члена ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства, органа ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства, высшего органа судебной власти государства - члена ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства о толковании положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС, о вынесении консультативного заключения по вопросам применения международных договоров и решений органов ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства представляется в Суд в письменном виде.

2. В запросе указываются:

а) наименование Суда;

б) наименование заявителя, его местонахождение, включая официальное название государства, почтовый адрес (адрес для переписки), а также номер телефона, факса, адрес электронной почты;

в) конкретные нормы международного договора, заключенного в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, акта органа ЕврАзЭС или Таможенного союза и Единого экономического пространства, которые затрагивают права и законные интересы сторон, с точным изложением вопроса, по которому требуется разъяснение, с приложением всех относящихся к вопросу документов;

г) подпись заявителя запроса или лица, указанного в пункте 1 статьи 15 настоящего Регламента, дата подачи запроса.

3. К запросу прилагаются все необходимые документы, включая документы, подтверждающие полномочия на его подписание, за исключением случаев, когда такое не требуется в соответствии с нормами международного права.

Статья 18. Состязательные документы

1. Состязательными документами по делу являются полученные письменные документы или сведения, объяснения, отзывы, иные документы и материалы, на основании которых Суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Суд может требовать от сторон предъявления документов или предоставления сведений, имеющих отношение к делу.

2. Письменные замечания или иные документы не могут быть поданы по истечении срока, установленного Судом или судьей-докладчиком, либо в соответствующих случаях, предусмотренных настоящим Регламентом. Поданные с нарушением этих сроков письменные замечания или иные документы не могут быть приобщены к материалам дела, если только иное не будет предусмотрено постановлением Суда.

В целях соблюдения указанных сроков датой подачи считается заверенная дата отправки документа или, если таковая отсутствует, фактическая дата его получения Судом.

Бремя доказывания лежит на ответчике.

3. Суд оценивает состязательные документы по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле материалов.

Статья 19. Судебные уведомления

1. Стороны и иные лица, участвующие в деле, в разумный срок должны быть уведомлены Судом о принятии заявления или запроса к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.

Сообщение об этом размещается на Интернет-сайте Суда не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Документы, подтверждающие размещение на Интернет-сайте Суда указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.

2. Для передачи уведомлений, сообщений, указаний и вызовов Суда, а также других процессуальных документов иным лицам, участвующим в деле, кроме представителей сторон или заявителя запроса, Суд на всех стадиях судопроизводства вправе обратиться непосредственно к правительству того государства, на территории которого такой процессуальный документ должен быть вручен. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.

3. В случаях, не терпящих отлагательства, Суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

4. Суд на любой стадии судопроизводства может запросить от сторон или заявителя запроса, компетентных органов государств или органов ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также в соответствии с международными договорами от иных субъектов предоставления отзывов, дополнительных документов или материалов, за исключением информации, имеющей ограниченное распространение.

Требования Суда, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными для лиц или субъектов, к которым они предъявляются.

5. Неявка сторон или иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела.

Статья 20. Сроки

1. Судопроизводство в Суде осуществляется в пределах сроков, установленных международными договорами в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, настоящим Регламентом, либо в разумный срок, определенный Судом.

2. При определении разумного срока судопроизводства в Суде, который включает в себя период со дня поступления заявления или запроса до дня принятия окончательного судебного акта по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников процесса, достаточность и эффективность действий Суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судопроизводства.

3. Сроки совершения судебных актов могут устанавливаться путем определения конкретного периода, но они должны всегда содержать точные даты. Сроки должны быть настолько краткими, насколько это позволяет существо дела.

4. Приостановление производства по делу приостанавливает течение процессуальных сроков. Со дня возобновления производства по делу течение приостановленных процессуальных сроков возобновляется.

5. Назначенные Судом процессуальные сроки могут быть им продлены по заявлению сторон спора или заявителя запроса по уважительным причинам.

6. При выделении требований в отдельное производство или их объединении течение процессуальных сроков начинается сначала.

7. Процессуальные сроки не применяются в период судебных каникул.

Статья 21. Временные меры, в том числе обеспечительного характера

1. На любой стадии рассмотрения дела Суд по ходатайству стороны по делу или по собственной инициативе вправе принимать разумные временные меры, в том числе обеспечительного характера, в целях обеспечения исполнения решения Суда или предотвращения возможного нарушения прав и законных интересов субъектов, предусмотренных международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, или предотвращения причинения значительного ущерба заявителю либо восстановления существовавшего на определенный момент или сохранения существующего фактического или правового положения.

В ходатайстве о применении разумных временных мер указываются предлагаемые конкретные временные меры, основания для их применения, возможные последствия отказа в удовлетворении ходатайства.

2. Ходатайство о применении разумных временных мер, в том числе обеспечительного характера, пользуется приоритетом перед всеми другими делами, находящимися в производстве Суда, рассматривается на заседании Большой коллегии Суда в разумный срок с даты поступления такого ходатайства в Суд.

Суд может просить стороны спора представить сведения по любому вопросу, связанному с осуществлением любых указанных им временных мер.

По результатам рассмотрения ходатайства о применении разумных временных мер Суд выносит постановление о применении разумных временных мер либо об отказе в применении таких мер, которое в трехдневный срок направляется сторонам и при необходимости другим адресатам.

3. По ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе Суд может до вынесения решения по делу отменить или изменить постановление о применении временных мер.

Ходатайство стороны об изменении или отмене принятых Судом временных мер должно быть мотивированным.

Прежде чем вынести постановление относительно отмены или изменения или применения временных мер, Суд предоставляет сторонам спора возможность передать свои предложения, замечания по данному вопросу.

4. При изменении обстоятельств, послуживших основанием для применения временных мер, сторона вправе повторно обратиться в Суд с ходатайством относительно применения таких мер.

5. Суд вправе сообщить в Высший Евразийский экономический совет о принятых временных мерах.

Статья 22. Соединение и разъединение нескольких требований

1. Суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству сторон соединить в одно производство требования по одному и тому же предмету спора с участием одних и тех же сторон.

Суд вправе также выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.

2. Соединение требований в одно производство или их выделение в отдельное производство допускается до вынесения решения по делу.

3. О соединении требований в одно производство или их выделении в отдельное производство Суд выносит постановление, копия которого направляется сторонам.

4. После соединения дел в одно производство рассмотрение дела начинается сначала.

Статья 23. Судебные расходы

1. Судебные расходы состоят из пошлины и судебных издержек.

2. Обращение в Суд государства - члена ЕврАзЭС, органов ЕврАзЭС и Таможенного союза не облагается пошлиной.

3. Каждая сторона по делу несет свои судебные издержки самостоятельно.

Статья 24. Мировое соглашение

1. На любой стадии рассмотрения дела сторона либо стороны, желающие урегулировать спор путем заключения мирового соглашения, направляют в Суд соответствующее ходатайство.

Суд в свою очередь с целью заключения мирового соглашения по делу принимает любые меры, которые представляются уместными для содействия такому соглашению.

2. По результатам рассмотрения ходатайства Суд выносит постановление о приостановлении производства по делу в целях проведения сторонами примирительных процедур в срок, установленный Судом.

3. Мировое соглашение подписывается сторонами в лице надлежаще уполномоченных представителей.

4. После подписания сторонами мирового соглашения Суд прекращает производство по делу и данное дело исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению.

5. В случае неподписания сторонами мирового соглашения Суд рассматривает дело по существу.

Статья 25. Направление заявления или запроса

Поступившее заявление или запрос регистрируется в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству в Суде Евразийского экономического сообщества, и передается в Пленум или Большую коллегию в соответствии с их компетенцией.

Статья 26. Принятие или отказ в принятии заявления или запроса

1. Суд принимает заявление или запрос к рассмотрению при их соответствии требованиям, предусмотренным в статьях 16 и 17 настоящего Регламента соответственно.

Место и время судебного заседания, а также круг лиц, подлежащих вызову в Суд, предлагаются судьей - докладчиком по делу.

2. Суд отказывает в принятии заявления или запроса к рассмотрению в случаях, если:

а) дело не подлежит рассмотрению в Суде;

б) заявление или запрос не соответствует требованиям, указанным в статьях 16 и 17 настоящего Регламента соответственно;

в) не соблюден установленный международным договором досудебный порядок урегулирования спора либо не представлены документы, подтверждающие соблюдение такого порядка;

г) до вынесения постановления о принятии заявления или запроса к производству от заявителя поступило ходатайство о возвращении заявления или об отзыве запроса;

д) имеется вступившее в силу решение Суда по ранее рассмотренному делу о том же предмете и по тем же основаниям;

е) имеется вступившее в силу решение или консультативное заключение Суда по другому аналогичному делу, в котором рассмотрен тот же вопрос о применении норм международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, решений и актов органов ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства;

ж) заявление подписано лицом, не имеющим на то полномочий.

3. Отказ в принятии заявления или запроса к рассмотрению не препятствует повторному обращению в Суд с таким же заявлением или запросом в порядке, установленном настоящим Регламентом, после устранения недостатков, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.

4. О принятии либо об отказе в принятии заявления или запроса к производству Суд выносит постановление, которое в разумный срок направляется сторонам либо заявителю запроса.

5. Наряду с вынесением постановления о принятии заявления или запроса к рассмотрению на Интернет-сайте Суда размещается также информация о том, что заинтересованные стороны, органы ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, высшие органы судебной власти могут направлять свою позицию по рассматриваемому вопросу.

Ходатайства с изложением мотивированной позиции могут быть направлены после принятия заявления или запроса к рассмотрению Суда и до его рассмотрения в Суде.

Статья 27. Возражения на заявление и встречные требования

1. Ответчик по делу вправе в месячный срок со дня получения копии заявления от заявителя направить в Суд и заявителю встречные требования, а также свои возражения, содержащие:

а) наименование ответчика, его местонахождение;

б) правовые доводы и фактические обстоятельства, на которых основывается его позиция;

в) встречные требования;

г) сведения о направлении возражений заявителю;

д) перечень прилагаемых документов и материалов;

е) дату и подпись.

К возражению на заявление прилагаются документы и иные материалы, которые подтверждают возражения, встречные требования, доводы ответчика.

Возражение на заявление подписывается лицом, указанным в пункте 1 статьи 15 настоящего Регламента.

2. В случае если в установленный срок сторона-ответчик не представит свои возражения на заявление, Суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам или при невозможности рассмотреть дело без возражений вправе установить новый срок для их представления.

3. Суд принимает встречное требование лишь в том случае, если оно подпадает под компетенцию Суда, непосредственно связано с требованием другой стороны и если предъявление такового требования возможно с точки зрения существа спора.

4. Заинтересованная сторона вправе направить в Суд и сторонам спора отзыв на заявление в письменной форме.

Статья 28. Подготовка дела к рассмотрению

1. При подготовке дела по спору к рассмотрению судья-докладчик вправе:

а) предложить заявителю представить в определенный срок документы или материалы, которые он сочтет имеющими отношение к делу;

б) предложить ответчику представить свои возражения на заявление, если ранее они не представлены Суду;

в) проверить направление возражений ответчика заявителю;

г) уточнять требования и возражения сторон с указанием срока представления необходимых дополнительных материалов;

д) внести предложения о необходимости назначения экспертизы, консультаций специалистов, направления запросов, проведения выездного судебного заседания;

е) рассматривать вопросы о вступлении в дело других лиц, соединении и разъединении нескольких требований;

ж) определить достаточность представленных доказательств, готовность дела к рассмотрению;

з) совершать предусмотренные настоящим Регламентом иные процессуальные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

2. При подготовке дела по запросу к рассмотрению судья-докладчик также вправе:

а) определять круг лиц, которые могут быть привлечены в качестве специалистов для изложения правовых или иных позиций, связанных с обсуждаемым вопросом;

б) устанавливать срок для изложения специалистами мнения по запросу;

в) совершать иные процессуальные действия, направленные на обеспечение правильного рассмотрения вопросов, поставленных в запросе.

3. На стадии подготовки дела к рассмотрению процессуальные документы, судебные уведомления подписываются судьей.

4. Советник, помощник судьи-докладчика подготавливают материалы о судебной практике международных судов, государств - членов ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, предложения о необходимости проведения консультаций специалистов, назначения экспертизы, проведения выездного судебного заседания, осуществляют иные процессуальные действия по подготовке дела к рассмотрению Судом.

5. Суд по предложению судьи-докладчика определяет место и время судебного заседания, а также круг лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, о чем надлежащим образом извещаются лица, участвующие в деле.

Статья 29. Отвод (самоотвод) судьи

1. Судья не может участвовать в разрешении какого-либо дела, в котором он ранее участвовал в качестве представителя, поверенного или адвоката одной из сторон, члена национального или международного суда, следственной комиссии или в каком-либо ином качестве.

2. Наличие обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, является основанием для отвода (самоотвода) судьи.

3. Отвод (самоотвод) должен быть заявлен до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявление об отводе (самоотводе) допускается только в случае, если основания отвода (самоотвода) стали известны после начала рассмотрения дела по существу.

4. Заявление об отводе (самоотводе) судьи рассматривается соответствующим составом Суда, где судья вправе давать пояснения по существу заявленного отвода (самоотвода).

Судья, который заявил самоотвод или в отношении которого заявлен отвод, не участвует в принятии постановления по данному вопросу.

Статья 30. Судебное разбирательство

1. Разбирательство дела осуществляется в открытом судебном заседании. При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают.

2. Председательствующий в судебном заседании:

а) открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;

б) объявляет состав Суда, секретаря судебного заседания, лиц, участвующих в деле;

в) проверяет явку в судебное заседание представителей сторон, заинтересованных лиц, заявителя запроса, иных лиц, участвующих в деле, и документы, удостоверяющие их личность и подтверждающие их полномочия;

г) устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки;

д) разъясняет сторонам, заинтересованным сторонам, заявителю запроса и другим лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности;

е) выясняет вопрос о возможности слушания дела, в том числе о необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании;

ж) приглашает лиц, участвующих в деле, в зал судебного заседания для заслушивания;

з) предлагает Суду определить последовательность проведения процессуальных действий и устанавливает ее с учетом мнения Суда, сторон, заинтересованных сторон, заявителя запроса;

и) ведет судебное заседание, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, предлагает лицам, участвующим в деле, дать объяснения и представить доказательства по обстоятельствам, имеющим значение для дела;

к) обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле;

л) принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка;

м) объявляет перерыв в судебном заседании для отдыха, при наступлении нерабочего времени, для подготовки лиц, участвующих в деле, к заключительному выступлению, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного заседания, либо в силу иных причин.

3. Рассмотрение дела начинается с выступлений представителя заявителя, ответчика, заинтересованной стороны или заявителя запроса.

Они вправе давать Суду пояснения о представленных ими доказательствах и доказательствах, истребованных Судом по их ходатайству, а также отвечать на уточняющие вопросы судей по существу рассматриваемого дела.

4. Последовательность заслушивания экспертов, специалистов и свидетелей в судебном заседании определяется Судом. Судьи, а также с разрешения председательствующего представители сторон и заявителя запроса могут задавать вопросы указанным лицам.

5. Судья-докладчик информирует Суд о проделанной работе по подготовке дела к рассмотрению и излагает содержание материалов дела, не исследованных в судебном заседании. Судья-докладчик в своем выступлении не вправе высказывать свое мнение по делу.

Вопросы судье-докладчику могут быть заданы только судьями.

6. Советник судьи выступает с информацией об анализе соответствующей судебной практики, если такая имеется, а также по материалам дела.

Статья 31. Порядок в судебном заседании

1. Лица, участвующие в деле, обращаются к Суду и судьям со словами: "Высокий Суд!" или "Ваша честь!".

Свои объяснения и показания Суду, вопросы и ответы на вопросы они дают стоя с разрешения председательствующего. Отступление от этого правила может быть допущено только с разрешения председательствующего в судебном заседании.

2. Распоряжения председательствующего для присутствующих в зале судебного заседания являются обязательными.

Лицо, нарушающее порядок в судебном заседании, после предупреждения может быть удалено Судом из зала судебного заседания, о чем делается запись в протоколе судебного заседания.

Суд может информировать сторону, заинтересованную сторону, заявителя запроса о нарушении ее представителем порядка в судебном заседании, о чем делается запись в протоколе судебного заседания.

3. Использование технических средств записи допускается с разрешения Суда с учетом мнений сторон или заявителя запроса. О применении технических средств делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания.

Статья 32. Протокол судебного заседания

1. Секретарем судебного заседания ведется протокол. Для обеспечения полноты протокола судебного заседания может осуществляться аудио- и видеозапись.

2. Протокол судебного заседания должен содержать указание места проведения, дату судебного заседания, время его начала и окончания, состав Суда, сведения о лицах, участвующих в деле, краткое изложение рассматриваемых вопросов и даваемых пояснений; запись о процессуальных действиях Суда в том порядке, в каком они имели место, отметку об обязательствах, данных экспертами, специалистами, свидетелями и переводчиками, протокольные постановления, принятые Судом.

Протокол подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания. К нему могут прилагаться представленные сторонами, заинтересованными сторонами, заявителями запросов письменные выступления в судебных прениях.

3. Стороны, заинтересованные стороны, заявители запросов вправе знакомиться с протоколом судебного заседания, приносить свои замечания в течение пятнадцати календарных дней с даты вынесения решения или консультативного заключения Суда.

Замечания к протоколу судебного заседания рассматриваются Судом, рассмотревшим дело. О времени и месте рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания извещаются стороны, заинтересованные стороны, заявитель запроса. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению замечаний к протоколу судебного заседания.

Статья 33. Неявка в судебное заседание

1. Представители сторон, заинтересованной стороны, заявителя запроса обязаны явиться в Суд. Стороны и заявители запросов вправе известить Суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. При непоступлении от них заявления о рассмотрении дела в их отсутствие и при их неявке на судебное заседание Суд вправе отложить разбирательство дела.

Неявка в судебное заседание сторон, заинтересованной стороны, заявителя запроса, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению Судом дела по существу.

2. При неявке в судебное заседание экспертов, специалистов, свидетелей, переводчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, Суд вправе отложить судебное разбирательство, если стороны или заявители запросов не заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Статья 34. Разрешение заявлений и ходатайств

1. Заявления и ходатайства сторон, заинтересованных сторон, заявителей запроса, в том числе по существу заявленных требований и возражений, подаются в Суд в письменной форме, заносятся в протокол судебного заседания и разрешаются Судом после заслушивания мнений другой стороны.

По результатам рассмотрения заявлений и ходатайств Суд выносит постановление.

2. При несвоевременной подаче сторонами, заинтересованными сторонами, заявителем запроса заявлений или ходатайств вследствие злоупотребления своими процессуальными правами Суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства.

Статья 35. Участие экспертов, специалистов, свидетелей, переводчиков

1. По ходатайству сторон или заявителя запроса, а при необходимости по инициативе Суда в рассмотрении дела могут принимать участие эксперты, специалисты, свидетели, переводчики. Сторона или заявитель запроса, ходатайствующие о вызове указанных лиц, обязаны сообщить сведения о них (фамилию, имя, отчество и место жительства) и обеспечить их явку в Суд.

2. Перед выступлением эксперта, специалиста, переводчика председательствующий устанавливает их данные (фамилия, имя, отчество, место работы, сведения об образовании), разъясняет их процессуальные права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего эксперт, специалист, переводчик зачитывают соответствующее обязательство.

Эксперт (специалист) дает обязательство следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь исполнить свои обязанности эксперта (специалиста) честно и добросовестно, дать заключение, основываясь на профессиональных знаниях и руководствуясь собственным убеждением".

Переводчик дает обязательство следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь осуществлять перевод верно и полно".

Обязательство после прочтения и подписания приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

3. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий устанавливает данные о его личности, разъясняет его процессуальные права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания, после чего свидетель дает обязательство следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), обязуюсь давать Суду только правдивые и полные показания об известных мне лично сведениях и материалах, касающихся рассматриваемого дела".

Обязательство после его прочтения и подписания свидетелем приобщается к материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Статья 36. Приостановление производства по делу

1. Суд вправе приостановить производство по делу в случаях:

а) назначения экспертизы или необходимости представления дополнительного заключения экспертом, специалистом;

б) реорганизации заявителя, ответчика, заявителя запроса;

в) удовлетворения Судом ходатайства сторон (стороны) о проведении примирительных процедур;

г) иных уважительных причин.

2. Суд по заявлению сторон, заявителя запроса либо по своей инициативе возобновляет производство по делу после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

3. О приостановлении производства по делу, а также о его возобновлении Суд выносит постановление, копия которого направляется сторонам.

Статья 37. Прекращение производства по делу

1. Суд прекращает производство по делу, если установит, что:

а) дело не подлежит рассмотрению в Суде;

б) подписано мировое соглашение;

в) заявитель отказался от своих требований или заявитель запроса отозвал запрос и такой отказ или отзыв принят Судом;

г) имеется вступившее в силу решение Суда по ранее рассмотренному делу о том же предмете и по тем же основаниям.

2. О прекращении производства по делу Суд принимает постановление, которое направляется сторонам.

3. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в Суд не допускается по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Статья 38. Перерыв в судебном заседании

1. Суд по ходатайству представителей сторон, заявителя запроса или по собственной инициативе может объявить перерыв в судебном заседании на разумный срок.

О перерыве в судебном заседании в пределах дня и его продолжительности указывается в протоколе судебного заседания.

В случае объявления перерыва на более длительный срок Суд выносит протокольное постановление, в котором указываются время и место продолжения судебного заседания.

2. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте продолжения судебного заседания, и их неявка на судебное заседание по окончании перерыва не является препятствием для продолжения судебного заседания.

Статья 39. Судебные прения и реплики

1. После завершения исследования всех доказательств председательствующий в судебном заседании объявляет об окончании исследования доказательств и о переходе к судебным прениям.

2. Судебные прения состоят из выступлений представителей сторон, заинтересованных сторон или заявителя запроса, которые обосновывают свою позицию по делу.

Участники судебных прений не вправе ссылаться на обстоятельства, которые Судом не выяснялись, и на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

3. После выступления всех участников судебных прений каждый из них вправе выступить с репликами. Право последней реплики по спору принадлежит представителю ответчика.

4. После завершения судебных прений и реплик Суд удаляется для принятия решения, консультативного заключения, о чем объявляется присутствующим в зале судебного заседания и указывается в протоколе судебного заседания.

РАЗДЕЛ IV. СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Статья 40. Общие требования к принятию судебного акта

1. Судебный акт по делам о разрешении споров, о толковании и по запросам о вынесении заключений принимается в форме решения.

Судебный акт по запросам о даче консультативных заключений принимается в форме консультативного заключения.

2. Решение или консультативное заключение выносится Судом в совещательной комнате.

3. Сведения о содержании обсуждения при вынесении судебного акта, о позиции отдельных судей являются тайной совещания судей.

4. Решение или консультативное заключение Суда принимается большинством голосов открытым голосованием путем поименного опроса судей. Во всех случаях председательствующий в судебном заседании голосует последним.

Отказ от голосования не допускается.

5. В случае если Суд признает необходимым выяснить новые обстоятельства или дополнительно исследовать доказательства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, а также провести экспертизу, привлечь специалиста, Суд возобновляет судебное разбирательство, о чем выносит постановление.

Статья 41. Содержание решения, консультативного заключения

1. Решение или консультативное заключение Суда излагается в виде отдельного документа и состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части решения указываются время и место вынесения решения, консультативного заключения, номер дела, наименование Суда, состав Суда, секретарь судебного заседания, данные о сторонах, заинтересованных сторонах, заявителе запроса и иных лицах, участвующих в деле, предмет спора или вопрос, поставленный заявителем запроса и требующий дачи толкования или консультативного заключения.

Описательная часть решения, консультативного заключения должна содержать изложение требований заявителя, возражений ответчика или признание ими заявленных требований, объяснения заинтересованной стороны, заявителя запроса, а также других лиц, участвующих в деле, обстоятельства дела, установленные Судом.

В мотивировочной части решения, консультативного заключения должны быть указаны нормы материального права, которыми руководствовался Суд, доказательства, на которых основаны выводы Суда, и доводы, по которым Суд не принял те или иные доказательства.

Резолютивная часть решения должна содержать вывод Суда об удовлетворении требований заявителя или отказе в их удовлетворении полностью или в части, о судебных расходах, если таковые имеются, указание на порядок исполнения решения, применение временных мер, в том числе обеспечительного характера.

Резолютивная часть решения по делам о толковании, консультативного заключения должна содержать выводы по результатам их рассмотрения, изложение позиции Суда относительно толкования норм международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, решений и актов органов ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2. По результатам рассмотрения дел об оспаривании актов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства или их отдельных положений Суд выносит одно из следующих решений:

о признании оспариваемого акта или его отдельных положений соответствующими международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства;

о признании оспариваемого акта или его отдельных положений несоответствующими международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Акт или его отдельные положения, признанные Судом несоответствующими международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, соответствующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства приводятся в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

3. По результатам рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) органов Таможенного союза и Единого экономического пространства Суд выносит одно из следующих решений:

о признании оспариваемого действия (бездействия) несоответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, и нарушающим права и интересы заявителя. В этом случае Суд предписывает меры для исполнения в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Статута Суда;

о признании оспариваемого действия (бездействия) соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, и не нарушающим права и интересы заявителя.

Орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, действия (бездействие) которого Судом признаны несоответствующими международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, предпринимает соответствующие меры для исполнения решения Суда.

4. Решение или консультативное заключение должно быть логичным, не содержать внутренних противоречий, несовместимых положений и подписывается всеми судьями, участвовавшими в его вынесении, в том числе имеющими особое мнение.

Статья 42. Особое мнение судьи

1. В случае несогласия с решением, консультативным заключением Суда или отдельными их положениями судья вправе заявить особое мнение до вынесения судебного акта.

2. Судья в пятидневный срок со дня оглашения решения, консультативного заключения Суда обязан представить в письменной форме особое мнение для приобщения к материалам дела и опубликования в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

Статья 43. Оглашение и направление решения, консультативного заключения

1. Решение, консультативное заключение Суда оглашается председательствующим или одним из судей состава Суда после его подписания судьями. Отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, в зале судебного заседания не препятствует его оглашению.

В судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела, может быть оглашена резолютивная часть вынесенного решения, консультативного заключения.

2. Датой вынесения решения, консультативного заключения Суда считается дата его оглашения.

3. Суд после вынесения решения, консультативного заключения направляет его копию в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Суде Евразийского экономического сообщества.

Статья 44. Постановление Суда

1. Постановление Суда выносится в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом.

Постановление выносится в виде отдельного судебного акта или протокольного постановления.

2. Постановление в виде отдельного судебного акта выносится судьями в совещательной комнате.

Протокольное постановление может быть вынесено без удаления из зала судебного заседания, объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания.

Постановление Суда в виде отдельного судебного акта должно соответствовать требованиям, предъявляемым к решению Суда настоящим Регламентом.

3. Постановление Суда окончательное и обжалованию не подлежит.

Статья 45. Вступление в силу решения, консультативного заключения

Решение, консультативное заключение Суда окончательное и обжалованию не подлежит.

Статья 46. Опубликование судебных актов

Судебные акты Суда подлежат опубликованию на Интернет-сайте Суда, в печатном издании Суда, а также в национальных источниках официального опубликования государств - членов ЕврАзЭС, в официальных источниках опубликования решений и материалов органов Таможенного союза и Единого экономического пространства, в соответствующих реестрах правовой информации.

Статья 47. Разъяснение судебного акта. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок

1. Решение, консультативное заключение Суда либо их отдельные положения могут быть официально разъяснены Судом, принявшим решение, по ходатайству сторон, заинтересованной стороны, заявителя запроса, а также по собственной инициативе. Разъяснение Суда не должно изменять сущность и содержание решения, консультативного заключения.

2. Суд по ходатайству сторон спора, заинтересованной стороны, заявителя запроса, а также по собственной инициативе вправе исправить допущенные в решении, консультативном заключении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения их содержания.

3. По вопросам разъяснения решения, консультативного заключения, а также исправления описок, опечаток, арифметических ошибок Суд в месячный срок со дня поступления ходатайства в Суд выносит постановление, которое является составной частью решения, консультативного заключения Суда.

Копия постановления направляется заявителю ходатайства и заинтересованным лицам, которым было направлено решение, консультативное заключение.

РАЗДЕЛ V. ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЯ ПО ВНОВЬ

ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

Статья 48. Основания для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам

1. Решение Суда может быть пересмотрено по заявлению стороны по вновь открывшимся обстоятельствам, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

2. Вступившие в силу решения Суда по вновь открывшимся обстоятельствам пересматриваются Судом, вынесшим данное решение.

3. Заявление о пересмотре решения Суда по вновь открывшимся обстоятельствам подается в Суд стороной в письменной форме до истечения одного года с момента открытия новых обстоятельств, но не позднее десяти лет с даты вынесения решения.

Заявление подписывается лицом, указанным в пункте 1 статьи 15 настоящего Регламента.

4. В заявлении о пересмотре решения Суда по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

наименование Суда;

наименование заявителя, его местонахождение;

номер дела, дата вынесения решения, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель;

вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этих обстоятельств;

требование заявителя;

иные сведения, которые заявитель сочтет необходимыми;

указание и адрес лица (лиц), назначенного(ых) в качестве полномочного(ых) представителя(ей);

перечень прилагаемых документов;

дата и подпись.

5. К заявлению должны быть приложены:

копии документов, подтверждающих вновь открывшиеся обстоятельства;

копия решения, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;

документ, подтверждающий полномочия на подписание заявления, за исключением случаев, когда такое не требуется в соответствии с нормами международного права.

Статья 49. Рассмотрение заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам

1. Вопрос о принятии заявления к производству решается в десятидневный срок со дня его поступления в Суд.

2. Заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, поданное в соответствии с настоящим Регламентом, принимается к производству Судом, вынесшим данное решение.

3. Если Суд при решении вопроса о принятии заявления к производству установит, что заявление подано по истечении установленного срока или не соблюдены требования к заявлению, предусмотренные настоящим Регламентом, то заявление возвращается.

4. О принятии заявления к производству или возвращении заявления Суд выносит постановление. Копии постановления направляются сторонам.

5. При принятии заявления о пересмотре решения Суда по вновь открывшимся обстоятельствам к производству Суд рассматривает дело в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в Суд. Стороны извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения заявления, не является препятствием для его рассмотрения.

6. По результатам рассмотрения заявления о пересмотре решения Суда по вновь открывшимся обстоятельствам Суд выносит решение об удовлетворении заявления и отмене ранее вынесенного им решения по вновь открывшимся обстоятельствам или выносит постановление об отказе в удовлетворении заявления.

7. В случае отмены решения по вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается Судом в общем порядке, установленном настоящим Регламентом.

Суд вправе повторно рассмотреть дело после отмены решения в том же судебном заседании, если представители сторон присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании.

8. Постановление об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам обжалованию не подлежит. Копии постановления направляются сторонам.

РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 50. Вступление в силу Регламента и внесение изменений

Настоящий Регламент вступает в силу с даты его утверждения Судом.

Внесение изменений в настоящий Регламент осуществляется в порядке, предусмотренном для его принятия.

Статья 51. Опубликование настоящего Регламента

Настоящий Регламент и внесенные в него изменения подлежат опубликованию на Интернет-сайте Суда и в печатном издании Суда.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2.2.1 Санитарных правил "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 23 Приказа Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства">
<Об оставлении без изменения Решения Суда Евразийского экономического сообщества от 15.11.2012, которым было признано не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 819 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза транспортных средств МТЛБ, МТПЛБ, ТГМ">
"О внесении изменений и дополнений в типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю"
Ошибка на сайте