Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.02.2013 N 14
КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. N 14
О РЕАЛИЗАЦИИ
СОГЛАШЕНИЯ О ЕДИНЫХ ПРИНЦИПАХ И ПРАВИЛАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
ОТ 9 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА
Во исполнение Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. N 26 "О результатах работы по реализации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года" Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемые:
Поэтапный план формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе);
Критерии и порядок проведения мониторинга реализации поэтапного плана формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе);
Способы координации (разработки и реализации) решений национальных органов, касающихся сфер естественных монополий.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель
В.Б.ХРИСТЕНКО
Утвержден
Решением Коллегии Евразийской
экономической комиссии
от 5 февраля 2013 г. N 14
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН
ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В ОТНОШЕНИИ СФЕР ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
(В СЕКТОРАЛЬНОМ (ОТРАСЛЕВОМ) РАЗРЕЗЕ)
N п/п
Наименование мероприятий
Форма завершения
Срок исполнения
Ответственные исполнители
Этап 1. Определение приоритетности сфер естественных монополий, подлежащих гармонизации в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение о естественных монополиях)
1.
Определение критериев, на основании которых будут определяться приоритетные сферы естественных монополий, подлежащих первоочередному сближению
информация в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия)
февраль 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
2.
Проведение сравнительного анализа сфер естественных монополий на предмет приоритетности
информация в Комиссию
февраль 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
3.
Формирование перечня приоритетных сфер естественных монополий, подлежащих гармонизации
информация в Комиссию
февраль 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Этап 2. Анализ положений отдельных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (в секторальном (отраслевом) разрезе), в отношении сфер естественных монополий
1.
Анализ положений Соглашения о естественных монополиях и отраслевых соглашений на предмет обязательных/императивных норм, которые отражаются в национальном законодательстве Сторон, и диспозитивных (вариативных/дополнительных) норм, которые могут быть отражены в национальном законодательстве Сторон с учетом страновой, отраслевой и иной специфики - сроков и условий реализации этапов формирования Единого экономического пространства, установленных в отраслевых соглашениях
информация в Комиссию
февраль 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Комиссия
Этап 3. Анализ национального законодательства Сторон, регламентирующего деятельность субъектов естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе) на предмет соответствия требованиям Соглашения о естественных монополиях, с учетом положений отраслевых соглашений
1.
Разработка общей формы анализа национального законодательства Сторон о естественных монополиях в секторальном (отраслевом) разрезе, с содержанием, в том числе:
направление формы Сторонам
февраль 2013 г.
Республика Казахстан
1.1
вопросов отражения в национальном законодательстве Сторон императивных и диспозитивных норм соглашений;
Российская Федерация
Республика Беларусь
1.2
информации об общих принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
1.3
понятийного аппарата, содержащегося в национальном законодательстве Сторон;
1.4
подходов и методов установления цен (тарифов) на услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий;
1.5
функций и полномочий национальных органов регулирования Сторон, включая регулирование доступа к услугам естественных монополий;
1.6
вопросов ответственности субъектов естественных монополий в части нарушений соответствующего законодательства
2.
Согласование Сторонами и Комиссией формы анализа национального законодательства Сторон
информация в Комиссию
март 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Комиссия
3.
Проведение анализа национального законодательства Сторон о естественных монополиях в секторальном (отраслевом) разрезе, в соответствии с формой
информация в Комиссию (в виде заполненной формы с приложением перечня проанализированных нормативных правовых актов)
апрель 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Этап 4. Подготовка предложений по гармонизации законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий
1.
Подготовка предложений по изменению и дополнению законодательства Сторон на основе проведенного анализа, в том числе:
разработка соответствующих предложений, информирование Комиссии
май 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Комиссия (в том числе с привлечением независимых экспертов)
1.1
на основании формы, заполненной Сторонами, согласно пункту 3 этапа 3;
1.2
редакционного характера законодательных актов Сторон;
1.3
связанных с вводом новых положений в законодательных актах Сторон;
1.4.
в отношении распространения лучшей практики регулирования и/или контроля деятельности субъектов естественных монополий
2.
Рассмотрение Сторонами предложений Комиссии по изменению и дополнению законодательства Сторон
информирование Комиссии
июль 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Этап 5. Формирование итогового отчета и принятие нормативных правовых актов Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат сближению, и определение последовательности осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере
1.
Формирование "Итогового отчета", включающего:
проект отчета
сентябрь 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Комиссия
1.1
результаты работы, проводимой в рамках проведения предыдущих этапов, в том числе предложения Сторон и Комиссии о необходимости внесения изменений и дополнений в законодательство Сторон о естественных монополиях;
1.2
перечень нормативно-правовых актов Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат сближению с перечнем императивных и диспозитивных норм;
1.3
последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства Сторон в этой сфере
2.
Разработка и согласование Сторонами Порядка согласования Комиссией со Сторонами (национальными уполномоченными органами Сторон) отчетов, материалов, информации, а также иных документов, касающихся сфер естественных монополий в соответствии со статьей 8 Соглашения о естественных монополиях
утверждение на Совете Комиссии
апрель 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Комиссия
3.
Согласование Сторонами "Итогового отчета"
отчет
октябрь 2013 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Комиссия
4.
Представление "Итогового отчета" на рассмотрение и утверждение Высшего Евразийского экономического совета с учетом итогов его согласования Сторонами
"Итоговый отчет"
декабрь 2013 г.
Комиссия
5.
Исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.10.2014 N 193
6.
Формирование Сторонами графика утверждения нормативных правовых актов на основе итогового отчета, утвержденного Высшим Евразийским экономическим советом
предоставление графиков в Комиссию
март 2014 г.
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
7.
Информирование Комиссии о принятых нормативных правовых актах в соответствии с графиками Сторон
информирование Комиссии
по мере принятия нормативных правовых актов
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
8.
Проведение совещаний, видеоконференций, встреч и обсуждений, в том числе по реализации Поэтапного плана формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе)
по мере необходимости
Комиссия
Республика Казахстан
Российская Федерация
Республика Беларусь
Примечание: Информация по каждому этапу предоставляется в Комиссию в соответствии с Критериями и порядком проведения мониторинга реализации Поэтапного плана формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе).
Утверждены
Решением Коллегии Евразийской
экономической комиссии
от 5 февраля 2013 г. N 14
КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЭТАПНОГО ПЛАНА
ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В ОТНОШЕНИИ СФЕР ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
(В СЕКТОРАЛЬНОМ (ОТРАСЛЕВОМ) РАЗРЕЗЕ)
1. Общие положения
1. Настоящие Порядок и критерии проведения мониторинга реализации поэтапного плана формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение) и Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического Совета от 18 ноября 2011 г. N 1.
2. Настоящий Порядок определяет критерии и условия проведения мониторинга мероприятий, предусмотренных в поэтапном плане формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе), утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 февраля 2013 г. N 14 (далее - Поэтапный план).
3. Целями осуществления мониторинга являются:
- определение состояния выполнения мероприятий по реализации Поэтапного плана;
- выявление и оценка риска неисполнения мероприятий по реализации Поэтапного плана;
- оценка эффективности проводимой работы по мероприятиям, предусмотренным Поэтапным планом, и формирование предложений по ее оптимизации.
4. Мониторинг осуществляется национальными органами Сторон, назначаемыми для реализации Соглашения (далее - национальные органы Сторон), и Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия).
5. Проводимый Сторонами и Комиссией мониторинг базируется на принципе открытости: отчеты Комиссии о результатах работы по реализации Соглашения публикуются на официальном сайте Комиссии.
2. Критерии и порядок проведения мониторинга
6. Проведение мониторинга включает следующие этапы:
1) сбор информации о ходе реализации мероприятий поэтапного плана;
2) анализ достигнутых в каждом временном интервале фактических результатов;
3) сопоставление достигнутого в каждом временном интервале фактического результата с мероприятиями, принятыми в Поэтапном плане, включая анализ форм завершения (промежуточные и итоговые результаты);
4) оценка влияния выполненных мероприятий на формирование Единого экономического пространства.
7. Эффективность реализации Поэтапного плана характеризуется соответствием (улучшением) достигнутых фактических показателей по мероприятиям, предусмотренным Поэтапным планом, и определяется следующими критериями:
1) качество и своевременность выполнения мероприятий, установленных Поэтапным планом;
2) отклонение выполнения мероприятий от мероприятий, намеченных Поэтапным планом, и степень влияния на формирование Единого экономического пространства.
8. При наличии в отчетный период отклонений выполнения мероприятий, намеченных Поэтапным планом, национальными органами Сторон проводится анализ причин произошедших отклонений с последующей подготовкой предложений в целях исключения негативного влияния на формирование Единого экономического пространства. Информация о причинах отклонений и предложения направляются в Комиссию в установленные сроки.
9. В случае существенных нарушений сроков реализации этапов Поэтапного плана, в том числе таких, которые могут привести к изменению сроков следующих этапов, Стороны и/или Комиссия могут разработать предложения по изменению этапов формирования Единого экономического пространства, в том числе по уточнению сроков этапов, которые согласовываются Сторонами и рассматриваются на Коллегии Комиссии.
10. Мониторинг реализации Поэтапного плана проводится 1 раз в полгода.
11. Национальные органы Сторон представляют информацию по осуществляемому мониторингу согласно подпунктам 1), 2) пункта 6 и подпункту 1) пункта 7 настоящего Порядка в Комиссию в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
12. Комиссия осуществляет мониторинг на основании представленной национальными органами Сторон информации в соответствии с настоящим Порядком и готовит ежегодные согласованные с национальными органами Сторон отчеты по данным мониторинга для рассмотрения на Совете Комиссии.
13. По результатам проведения мониторинга Комиссия по согласованию со Сторонами:
а) готовит ежегодные отчеты и доклады о результатах проводимой работы по реализации Соглашения;
б) содействует в организации проведения совещаний (видеоконференций) по вопросам осуществления гармонизации национального законодательства Сторон.
14. Информация мониторинга, подлежащая включению в отчеты и доклады о результатах проводимой работы по реализации Соглашения, согласовывается с национальными органами Сторон.
Утверждены
Решением Коллегии Евразийской
экономической комиссии
от 5 февраля 2013 г. N 14
СПОСОБЫ
КООРДИНАЦИИ (РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ) РЕШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ, КАСАЮЩИХСЯ СФЕР ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Координация осуществляется на уровне национальных (уполномоченных) органов Сторон (далее - Стороны) и Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия).
I. Первый уровень - национальные (уполномоченные) органы Сторон.
1. Взаимодействие национальных (уполномоченных) органов Сторон, осуществляющих регулирование и (или) контроль, может реализовываться путем:
1.1.) проведения совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы Сторон в области естественных монополий;
1.2.) оказания практической помощи по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмена опытом и обучение кадров;
1.3.) организации обмена статистической информацией;
1.4.) осуществления совместных действий по иным вопросам сотрудничества в сферах естественных монополий.
2. Национальные (уполномоченные) органы Сторон, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, могут использовать в работе рекомендации, принимаемые Комиссией.
3. Обмен информацией в области регулирования и контроля за соблюдением законодательства в сферах естественных монополий между национальными (уполномоченными) органами государств-Сторон, необходимой для реализации настоящих способов координации, осуществляется в соответствии с определяемым Сторонами регламентом, содержащим порядок, формы и сроки предоставления такой информации.
II. Второй уровень - Комиссия.
1. Принятие решений и подготовка рекомендаций в отношении сфер естественных монополий Сторон, в том числе по итогам анализа договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и мониторинга Поэтапного плана формирования Единого экономического пространства в отношении сфер естественных монополий (в секторальном (отраслевом) разрезе), а также анализа системы и практики регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
2. Подготовка предложений по гармонизации регулирования в сферах естественных монополий в отношении экологических аспектов, энергоэффективности.
3. Подготовка информации о ходе реализации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года, согласованной со Сторонами, на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета.
4. Координация посредством информационной коммуникации (размещение на разделе сайта Комиссии нормативных правовых актов Сторон).
5. Иные функции, осуществляемые в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года.