Решение Верховного Суда РФ от 28.11.1996 N ГКПИ96-307
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 1996 г. N ГКПИ 96-307
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Проходцева Олега Викторовича о признании незаконными Приказов Министра обороны Российской Федерации от 13.08.93 N 404; от 28.01.94 N 29; от 01.10.94 N 331; от 11.01.96 N 15; обязании Министра обороны Российской Федерации переработать, зарегистрировать и опубликовать указанные Приказы, взыскании в его пользу с Министерства обороны Российской Федерации 85 миллионов рублей в качестве компенсации за причинение морального вреда,
установил:
Проходцев О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что Приказы Министра обороны Российской Федерации N 404 от 13.08.93 "О порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации", N 29 от 28.01.94 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 404", N 331 от 1 октября 1994 г. "О размерах денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений"; N 15 от 11.01.96 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 404" не прошли в установленном законом порядке государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не были официально опубликованы, а поэтому являются незаконными и не могут применяться.
Кроме того, Проходцев просил обязать Министра обороны Российской Федерации переработать, зарегистрировать и опубликовать данные Приказы и взыскать с Министерства обороны 85 миллионов рублей в качестве компенсации за причинение ему морального вреда, поскольку издание названных незаконных Приказов причинило ему физические и нравственные страдания.
Представители Министерства обороны Российской Федерации Туровец И.В., Макашов И.Е., Калюкин Н.Д. с требованиями Проходцева О.В. не согласились и просили суд оставить их без удовлетворения, пояснив при этом, что оспариваемые Приказы являются внутренними документами Министерства обороны Российской Федерации и не нуждаются в государственной регистрации.
Выслушав объяснения Проходцева О.В., представителей Министерства обороны Российской Федерации Туровца И.В., Макашова И.Е., Калюкина Н.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Харланова А.В., полагавшего, что указанные Приказы Министра обороны Российской Федерации следует признать незаконными, а в остальной части требований необходимо отказать и, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что требования Проходцева О.В. подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В силу п. п. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных его положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение 10 дней после их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература".
В соответствии с п. 10 данного Указа Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Такие же положения в отношении нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и свободы граждан, были установлены и ранее действовавшим Указом Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (этот Указ признан утратившим силу на основании Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 - приведенного выше).
Обязательность государственной регистрации нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, как и внесение в них изменений и дополнений, затрагивающих права и свободы и законные интересы граждан Российской Федерации, в Министерстве юстиции Российской Федерации установлена Постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов"; от 23.07.93 N 722 "Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов".
Указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации также установлено, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.
В судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемые заявителем Приказы Министра обороны в нарушение действующего законодательства, как затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, являющиеся нормативными актами, не прошли в установленном законом порядке государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликованы в установленном порядке.
Этого обстоятельства не отрицали в судебном заседании представители Министерства обороны, и оно подтверждается сообщением из Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 20). Не отрицали представители Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании и того факта, что Приказы не содержат сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера и что они затрагивают права и свободы военнослужащих.
При таком положении суд не может согласиться с их доводами о том, что оспариваемые Приказы Министра обороны Российской Федерации не нуждались в государственной регистрации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что названные выше Приказы Министра обороны Российской Федерации нельзя признать законными.
В то же время суд считает необходимым отказать Проходцеву в удовлетворении его остальных требований по следующим основаниям.
Право издания актов нормативного характера отнесено законом к компетенции соответствующих органов государственной власти. Разрешение же вопросов о выработке этими органами такого рода актов либо внесении в них каких-либо новых положений к компетенции суда законом не отнесено.
В соответствии с действующим законодательством суд в праве признать незаконными только изданные нормативные акты министерств и ведомств по мотиву их противоречия закону либо Конституции Российской Федерации.
Поскольку Проходцевым суду не представлено никаких доказательств, подтверждающих, что изданием обжалуемых им Приказов ему были причинены нравственные или физические страдания, что последний не отрицал в судебном заседании, суд считает необходимым отказать Проходцеву в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Суд при разрешении данного заявления считает возможным не входить в обсуждение вопроса о несоответствии отдельных пунктов обжалуемых Приказов действующему законодательству, так как эти вопросы могут быть разрешены при представлении нормативных актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Кроме того, суд пришел к выводу, по изложенным выше мотивам, о необходимости признания незаконными указанных Приказов Министра обороны Российской Федерации в целом, а не отдельных его положений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Заявление Проходцева Олега Викторовича удовлетворить частично.
Признать незаконными Приказы Министра обороны Российской Федерации N 404 от 13.08.93 "О порядке заключения контрактов и увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации"; N 29 от 28.01.94 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 404"; N 331 от 01.10.94 "О размерах денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений"; N 15 от 11.01.96 "О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 404".
В остальной части требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно со дня его провозглашения, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.