Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2009 N ГКПИ09-527
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. N ГКПИ09-527
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" и общества с ограниченной ответственностью "Кортек" о признании недействующими пунктов 2, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 469 "О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий", пунктов 6, 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 и раздела IV Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утвержденного указанным Постановлением,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 469 (в ред. от 03.10.2002) "О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий" (далее - Постановление) утверждено Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий (далее - Положение). ООО "Альтернатива" и ООО "Кортек" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими:
Постановления в части правила пункта 2 о том, что решения о ликвидации являются одновременно решениями о приватизации предприятия, и пункта 5, предусматривающего утверждение примерного договора с ликвидатором на управление делами предприятия в процессе его ликвидации;
Положения в части норм, устанавливающих, что после принятия решения о ликвидации предприятия назначается ликвидатор и одновременно с ним заключается договор на управление делами предприятия в процессе его ликвидации (пункт 6); для разработки плана приватизации (продажи имущества (активов)) ликвидируемого предприятия соответствующий Комитет по управлению имуществом создает комиссию по приватизации (продаже), обязанности председателя комиссии возлагаются на ликвидатора, состав комиссии и порядок ее работы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7); Комитет устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и сроки ликвидации предприятия, а также сроки разработки плана приватизации (продажи имущества (активов)) ликвидируемого предприятия (пункт 8); план приватизации (продажи имущества (активов)) ликвидируемого предприятия должен отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации, и утверждается соответствующим Комитетом (пункт 9); начальная цена каждого имущественного лота определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации (пункт 11); очередность продажи имущества (активов) предприятия устанавливается планом приватизации (пункт 16); аукцион проводится без ограничения состава участников, в открытой или закрытой форме, в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации (пункт 21); по результатам аукциона между продавцом и победителем аукциона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, заключается договор купли-продажи (пункт 24).
Просят также признать недействующим в целом раздел IV Положения, определяющий порядок организации продажи имущества (активов), в соответствии с которым продавцом имущества (активов) ликвидируемого и ликвидированного предприятия является соответствующий фонд имущества; для организации продажи имущества (активов) предприятия Комитет передает продавцу план приватизации (продажи), акты оценки имущества, проект информационного сообщения о проведении аукциона; на основе полученных данных продавец составляет информационное сообщение о проведении аукциона по продаже объектов, включенных в имущественные лоты, и организует его публикацию в средствах массовой информации и своем информационном бюллетене не позднее чем за 30 календарных дней до объявленной даты проведения аукциона; если начальная цена имущественного лота превышает 5000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда на дату утверждения плана приватизации (продажи), информационное сообщение о проведении аукциона по продаже такого имущественного лота должно быть в обязательном порядке опубликовано в бюллетене Российского фонда федерального имущества; непосредственное осуществление продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия и организацию аукциона фонд имущества поручает ликвидатору, заключив с ним договор поручения в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании договора поручения ликвидатор организует проведение аукциона, подведение его итогов, производит расчеты с участниками аукциона.
Заявители мотивировали свои требования тем, что Постановление и утвержденное им Положение в части разработки и утверждения плана приватизации, подготовки и организации продажи имущества (активов) ликвидируемых унитарных предприятиях основаны на нормах ранее действовавшего законодательства и не могут применяться. Оспоренные ими правовые нормы предусматривают применение к отношениям, возникающим при ликвидации предприятия, законодательства Российской Федерации о приватизации, что противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктам 4, 5 и 6 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 3 статьи 63, статьям 447, 448 Гражданского кодекса РФ. В результате применения оспариваемых норм, незаконно создающих препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, были нарушены их (заявителей) права и законные интересы.
В письменных возражениях на заявление, поданных представителем Правительства Российской Федерации, указано на то, что заявителями пропущен установленный главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ срок на обращение в суд, не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов, оспариваемое Постановление подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Выслушав объяснения представителя заявителей Бадюковой А.В., возражения представителей заинтересованного лица Серова А.В. и Пличко А.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 469 "О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий", как следует из его преамбулы, принято в целях реализации Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535.
Названные Основные положения признаны утратившими силу (за исключением приложений) Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370 в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", которым установлено, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (подпункт 9 пункта 2 статьи 3); законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4); приватизации подлежит имущественный комплекс предприятия в целом (статья 11).
Оспариваемые нормы Постановления и утвержденного им Положения признают решения о ликвидации государственных и муниципальных предприятий решениями об их приватизации и предписывают определять в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о приватизации, порядок и сроки ликвидации предприятия, порядок организации и продажи имущества (активов) предприятий в процессе их ликвидации. Такое регулирование не соответствует требованиям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", который не предусматривает подобный способ приватизации и не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества (активов) государственных и муниципальных предприятий в процессе их ликвидации. Данные отношения регулируются статьей 35 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьями 61 - 64, 447, 448 Гражданского кодекса РФ, которые не предусматривают применение законодательства о приватизации к процедурам, проводимым при ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе связанным с продажей имущества (активов) в целях удовлетворения претензий кредиторов.
Согласно пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, определяющей порядок ликвидации юридического лица, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Порядок исполнения судебных решений установлен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации регламентируется статьей 94 этого Федерального закона, согласно которой в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. Одновременно данная статья устанавливает очередность обращения взыскания на имущество организации-должника в зависимости от вида этого имущества.
Указанный Федеральный закон не требует согласия собственника на отчуждение его имущества при исполнении судебных решений. Поскольку имущество в процессе ликвидации унитарного предприятия реализуется в таком же порядке, то согласия собственника на отчуждение имущества предприятия не требуется. Иначе не будет достигнута основная цель установленной законом процедуры ликвидации юридического лица - удовлетворение требований кредиторов.
В силу пункта 4 статьи 35 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия.
Данная правовая норма не препятствует собственнику имущества унитарного предприятия заключить договор с ликвидационной комиссией, в котором определить взаимные права и обязанности. Пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ допускает возможность назначения ликвидатора. В этой связи нет оснований для вывода о незаконности пункта 5 Постановления и пункта 6 Положения, предусматривающих заключение с ликвидатором договора на управление делами предприятия в процессе его ликвидации.
Все действия по отчуждению закрепленного за унитарными предприятиями в хозяйственном ведении имущества для удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации предприятия осуществляет ликвидационная комиссия, а не соответствующий Комитет по управлению имуществом (его правопреемник). Законодательство о приватизации не распространяется на отчуждение имущества унитарными предприятиями, представляемыми ликвидационной комиссией (подпункт 9 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Заключение договора на торгах, организация и проведение торгов осуществляются в порядке, определенном статьями 447, 448 Гражданского кодекса РФ, статьей 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а не законодательством о приватизации.
Продажа имущества в процессе ликвидации предприятия должна осуществляться в соответствии с порядком ликвидации унитарного предприятия, установленным федеральными законом и иными нормативными правовыми актами. Правила оспариваемого Постановления могут применяться лишь в отношении имущества, не закрепленного за государственным или муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе оставшегося после ликвидации предприятия, которая считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). Только в таком случае собственник имеет право распоряжения этим имуществом (статьи 209, 294 Гражданского кодекса РФ). Об этом свидетельствует, в частности, и распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15 июля 2005 г. N 1641-р, согласно которому в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 469, подлежало продаже имущество, оставшееся после ликвидации федерального государственного унитарного предприятия.
Оспариваемые заявителями правовые нормы, в соответствии с которыми все решения о ликвидации унитарных предприятий одновременно являются решениями о приватизации (пункт 2 Постановления), соответствующим Комитетом по управлению имуществом создаются комиссии по приватизации (продаже), разрабатывающие утверждаемые Комитетом планы приватизации (продажи) имущества (активов), содержащие, в частности, состав и стоимость объектов, не подлежащих приватизации и исключаемых из состава подлежащего продаже имущества (активов), состав и стоимость объектов с определением начальной цены каждого имущественного лота и очередности продажи (пункты 7, 8, 9, 11, 16 Положения), устанавливается основанный на законодательстве о приватизации порядок организации и продажи имущества предприятия (раздел IV, пункты 21, 24 Положения), противоречат вышеприведенным законоположениям в части, распространяющейся на отношения, связанные с ликвидацией унитарных предприятий.
Довод представителей Правительства Российской Федерации о пропуске заявителями установленного главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ срока на обращение в суд нельзя признать правильным. Настоящее дело рассматривается по правилам главы 24 этого Кодекса, предметом оспаривания является нормативный правовой акт, который сроком действия во времени не ограничен и рассчитан на неоднократное применение, что в каждом случае затрагивает права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этим актом. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав.
Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
заявление ООО "Альтернатива" и ООО "Кортек" удовлетворить частично. Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу: пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 469 "О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий" в части, признающей решения о ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия одновременно решениями о приватизации этого предприятия; пункты 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 и раздел IV Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утвержденного указанным Постановлением, в части, предписывающей при ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия устанавливать порядок и сроки ликвидации предприятия, разрабатывать и утверждать план продажи имущества (активов), определять начальную цену, очередность продажи, порядок организации и продажи, заключать договоры купли-продажи имущества (активов) ликвидируемого предприятия в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о приватизации. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ