Решение Верховного Суда РФ от 27.08.2013 N АКПИ13-716
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. N АКПИ13-716
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.И.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.В. о признании частично недействующими пунктов 17, 18, 20, 40, 41, 52.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. N 1165,
установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. N 1165 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий (далее - Административный регламент). Приказ согласован с Министерством экономического развития Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января 2012 г. и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 30 апреля 2012 г., N 18.
Согласно Административному регламенту при обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении него информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного; документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным (пункт 17). Для других лиц и общественных организаций в случае необходимости получения справки о реабилитации лица, в интересах которого они выступают, к заявлению прилагается доверенность, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 18). Основанием для отказа в приеме документов является представление заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 Административного регламента (пункт 20). Заявления и документы, указанные в пунктах 15 - 18 Административного регламента, принимаются на личном приеме в ИЦ, вместе с копиями документов предъявляются оригиналы (пункт 40). Заявление может быть направлено в ИЦ почтой с приложением нотариально заверенных копий документов, указанных в пунктах 16 - 18 Административного регламента (пункт 41). Справка о реабилитации может быть выдана заявителю или его доверенному лицу на руки под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а доверенному лицу, кроме того, при предъявлении нотариальной доверенности, выданной в установленном порядке (абзац первый пункта 52.1).
Т.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 17, 18, 20, 40, 41, 52.1 Административного регламента в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 Административного регламента.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения ограничивают его право на получение справки о реабилитации, противоречат статье 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1), предусматривающей право любого лица, а не только репрессированного, его представителя или родственника, подать заявление о реабилитации и получить справку о реабилитации.
В судебное заседание Т.В. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Ж., Т.Н., С. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.М., возражая против доводов заявителя, пояснили, что приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. N 1165 издан в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы граждан.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Административный регламент разработан и утвержден Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
В силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1, целью которого, как указано в его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их и гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
По смыслу статей 3, 11, 16.1 названного закона, заинтересованным лицом является репрессированное лицо, а также иные уполномоченные им лица, обращающиеся в его интересах, а после смерти - его родственники.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Архивные документы, подтверждающие факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, являются документами Архивного фонда Российской Федерации, депозитарное хранение которых в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ) осуществляет МВД России.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ установлено ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.
Таким образом, содержащееся в пунктах 17, 18 Административного регламента требование к заявителю представить документы, подтверждающие его личность, полномочия на подачу в интересах репрессированного заявления о реабилитации, а в случае смерти репрессированного документы, подтверждающие родственные отношения с ним, не противоречит приведенным положениям федерального законодательства, направлено на установление личности заявителя и его права на подачу заявления и получение справки о реабилитации.
Довод заявителя о том, что любое лицо вправе получить справку о реабилитации только на основании заявления, основан на неправильном толковании норм федерального законодательства.
Гражданин (физическое лицо) в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
По изложенным основаниям не противоречит федеральному законодательству требование о представлении копий документов, установленное пунктами 40, 41, а также положение пункта 52.1 Административного регламента о выдаче справки о реабилитации лицу, по предъявлении документа, удостоверяющего личность, или соответствующих полномочий, удостоверенных доверенностью.
Непредставление документов, приведенных в пунктах 17, 18 Административного регламента, делает невозможным рассмотрение заявления лица, личность которого и полномочия на обращение в органы внутренних дел не установлены, в связи с чем суд считает правомерным предусмотренный пунктом 20 Административного регламента отказ по этим основаниям в приеме документов.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Т.В. о признании частично недействующими пунктов 17, 18, 20, 40, 41, 52.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. N 1165, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА