Рейтинг@Mail.ru

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 N 11

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 8 мая 2015 г. N 11

ОБ ОСНОВНЫХ ОРИЕНТИРАХ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2015 - 2016 ГОДЫ

В целях реализации подпункта 2 пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Высший Евразийский экономический совет решил:

1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2015 - 2016 годы.

2. Рекомендовать правительствам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2015 - 2016 годы.

3. Евразийской экономической комиссии проводить анализ мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, в части их соответствия утвержденным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2015 - 2016 годы.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской Федерации

Утверждены

Решением Высшего

Евразийского экономического совета

от 8 мая 2015 г. N 11

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2015 - 2016 ГОДЫ

Текущая экономическая ситуация в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), сложившаяся в результате влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и неустойчивости положения на мировых сырьевых рынках, а также накопленных в экономиках государств-членов дисбалансов, характеризуется существенным ухудшением основных макроэкономических показателей и замедлением экономической активности.

Резкое снижение цен на нефть (с сентября 2014 г. по январь 2015 г. среднемесячная цена на нефть марки Brent снизилась на 51,4 процента) и сокращение мирового спроса на сырьевые товары оказали негативное влияние на состояние платежных балансов государств-членов, способствовали ухудшению показателей взаимной торговли и торговли с третьими странами, оказали давление на международные резервные активы и курсы национальных валют и негативно повлияли на состояние экономик государств-членов в целом.

Темпы роста валового внутреннего продукта Союза в 2014 году снизились до 1 процента, при этом в Республике Армения они составили 3,4 процента, в Республике Беларусь - 1,6 процента, в Республике Казахстан - 4,3 процента, в Российской Федерации - 0,6 процента.

Инфляция выросла в целом по Союзу в 2014 году до 11,1 процента, в том числе в Республике Армения она составила 4,6 процента; в Республике Беларусь - 16,2 процента, в Республике Казахстан - 7,4 процента, в Российской Федерации - 11,4 процента.

В течение 2014 года и в начале 2015 года наблюдалась тенденция снижения курсов национальных валют к ведущим мировым валютам, особенно усилившаяся в конце 2014 - начале 2015 года. В результате среднемесячный курс российского рубля к доллару США за период с января 2014 г. по январь 2015 г. снизился на 84,4 процента (с 33,46 до 61,7 рубля за 1 доллар США), белорусский рубль за тот же период потерял 50,3 процента (главным образом, в течение января 2015 г. в результате поэтапной девальвации). Курс армянского драма к доллару США в январе 2015 г. по отношению к соответствующему периоду 2014 года снизился на 16,8 процента, а казахстанский тенге девальвировался в течение того же периода на 18,5 процента.

На фоне ухудшения общей экономической ситуации в государствах-членах снизился экспорт в третьи страны, а в результате принятия ограничительных мер продемонстрировал снижение и импорт: стоимостной объем внешней торговли товарами в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился на 6,9 процента, при этом экспорт сократился на 5,3 процента, а импорт - на 9,6 процента. Особую обеспокоенность вызывает сокращение стоимостного объема взаимной торговли товарами, которое по итогам 2014 года достигло 11 процентов относительно уровня 2013 года (без учета данных по Республике Армения).

Правительствами государств-членов разработаны и реализуются меры, направленные на преодоление негативных последствий и смягчение воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на национальные экономики.

Вместе с тем взаимосвязанность и взаимозависимость экономик государств-членов требует координации реализации ими антикризисных мер, а также разработки и принятия совместных интеграционных действий, направленных на преодоление сложившейся экономической ситуации с использованием инструментов, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).

Учитывая, что основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза призваны решать наиболее важные для экономик государств-членов кратко- и среднесрочные задачи, в период 2015 - 2016 годов они будут направлены на преодоление сложившейся негативной экономической ситуации посредством:

обеспечения макроэкономической устойчивости: достижения ценовой стабильности, активизации использования национальных валют государств-членов, поддержания сбалансированности бюджетных систем, повышения устойчивости банковских систем;

создания условий для устойчивого развития и восстановления экономического роста: диверсификации экономики (в том числе с учетом реализации интеграционного потенциала Союза), поддержания деловой активности, расширения источников финансовых средств и повышения доступности кредитных ресурсов, активизации взаимной торговли, развития внешней торговли и диверсификации рынков сбыта.

I. Обеспечение макроэкономической устойчивости

В 2014 году и начале 2015 года все государства-члены столкнулись с дестабилизирующим влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов на стабильность национальных макроэкономических систем.

Увеличение мировой добычи энергоносителей и завершение программы количественного смягчения в Соединенных Штатах Америки, способствующее оттоку капитала с рынков развивающихся стран, вызвали снижение цен на сырьевых рынках и оказали давление на курсы национальных валют государств-членов и уровень инфляции.

В 2014 - 2015 годах сохраняется превышение Республикой Беларусь установленного Договором предельного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен), в Российской Федерации наблюдается существенный рост инфляции по сравнению с 2013 годом.

Замедление темпов роста в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также более низкий рост, чем ожидалось, в Европейском союзе и Китайской Народной Республике способствовали снижению спроса на продукцию, производимую в Союзе, что в совокупности со снижением цен на основные экспортные товары государств-членов увеличивает риск недополучения бюджетных доходов относительно запланированных значений и требует принятия мер по повышению доходной и оптимизации расходной частей бюджетов государств-членов.

Принятые ограничительные (санкционные) меры со стороны ряда стран по отношению к государству-члену с крупнейшей экономикой Союза - Российской Федерации - оказали влияние на ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и сокращение инвестиционной активности. В то же время посредством торгового и финансового каналов эти меры оказывают в определенной степени негативное влияние на национальные экономики других государств-членов.

Данные факторы создают риски макроэкономической дестабилизации и превышения государствами-членами установленных Договором количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития.

В связи с этим для преодоления сложившейся негативной ситуации необходима консолидация усилий государств-членов по принятию первоочередных совместных и национальных мер (с учетом проведения национальными (центральными) банками государств-членов независимой денежно-кредитной политики), направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости, по следующим ключевым направлениям.

Достижение ценовой стабильности, включая:

недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги;

пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства и общих правил конкуренции на территориях государств-членов;

экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей.

Активизация использования национальных валют государств-членов, включая:

создание экономических условий, стимулирующих формирование депозитов в национальных валютах;

введение запрета на установление цен на внутреннем рынке в условных единицах или национальных валютах третьих стран;

согласование подходов к регулированию валютных правоотношений;

продолжение работы по созданию условий для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между резидентами государств-членов;

усиление координации действий в сфере валютного контроля, осуществляемого в соответствии с валютным законодательством государств-членов.

Поддержание сбалансированности бюджетных систем, включая:

увеличение доходной части бюджетов государств-членов путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования;

разработку и реализацию мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям;

оптимизацию бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития;

совершенствование инструментов предоставления межправительственных займов;

противодействие использованию низконалоговых юрисдикций, находящихся в третьих странах.

Повышение устойчивости банковских систем, включая:

принятие мер по поддержанию ликвидности в национальных валютах, в том числе путем расширения при необходимости применяемых инструментов;

рассмотрение возможности создания институтов управления проблемными активами;

принятие мер по докапитализации системообразующих банков;

увеличение предельных сумм страхового покрытия депозитов.

Принятие указанных мер будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, являющейся основой устойчивого экономического роста государств-членов.

II. Создание условий для устойчивого развития

и восстановления экономического роста

В условиях активного проявления дестабилизирующих процессов, несущих риски для долгосрочных перспектив устойчивого экономического развития государств-членов, важнейшей задачей является поиск внутренних источников экономического роста, в том числе за счет эффективного взаимодействия экономик государств-членов и реализации интеграционного потенциала Союза.

В сложившейся ситуации критически важным становится принятие совместных усилий государств-членов по переходу к более диверсифицированной модели экономики путем развития обрабатывающих производств, наращивания объемов внутреннего производства продукции с высокой добавленной стоимостью за счет формирования региональных кооперационных цепочек и встраивания в международные цепочки создания добавленной стоимости.

В условиях снижения доступности внешних источников дешевых финансовых средств и недостаточной инвестиционной привлекательности реальных секторов экономик государств-членов необходимо уделить особое внимание улучшению финансового положения хозяйствующих субъектов, повышению деловой активности и развитию национальных и региональных институтов долгосрочного финансирования.

Наблюдающаяся разноскоростная девальвация курсов национальных валют оказывает существенное влияние на изменение ценовых условий торговли и конкурентоспособность производителей на внутреннем рынке Союза и способствует усилению диспропорций во взаимной торговле. Преодоление данных ограничений и развитие взаимной торговли способно придать мощный стимул взаимодействию хозяйствующих субъектов и активизации экономической деятельности в государствах-членах.

Важнейшей задачей в кратко- и среднесрочной перспективе будет являться также расширение рынков сбыта продукции, производимой в Союзе, поддержание взаимовыгодных экономических отношений с уже сложившимися торговыми партнерами и содействие товарной и географической диверсификации торгово-экономических отношений с третьими странами.

Сложившиеся в настоящее время экономические условия требуют определенных шагов на пути решения поставленных задач путем реализации в период 2015 - 2016 годов следующих действий.

Диверсификация экономики (в том числе с учетом реализации интеграционного потенциала Союза), включая:

проведение работы по выбору приоритетных направлений использования интеграционного потенциала Союза в рамках реализации Договора;

разработку и согласование Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза;

стимулирование инновационной активности;

разработку механизмов проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью стимулирования развития высокотехнологичных производств.

Поддержание деловой активности, включая:

стремление к недопущению роста налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики и сферы услуг;

осуществление мер поддержки малого и среднего бизнеса;

принятие мер, обеспечивающих улучшение позиций государств-членов в международных рейтингах комфортности ведения бизнеса;

совершенствование национальных систем мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов на основе лучших практик и формирования механизмов взаимодействия национальных институтов развития государств-членов.

Расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов, включая:

создание возможностей для привлечения в наиболее значимые сектора экономики оборотных и инвестиционных ресурсов;

дальнейшее развитие механизмов целевого выделения кредитных средств под приоритетные проекты и эффективного доведения их до получателя;

создание условий для роста частных инвестиций в основной капитал предприятий производственной сферы;

совершенствование законодательства государств-членов, регламентирующего сферу применения механизмов государственно-частного партнерства, с учетом лучших международных практик и практик государств-членов;

активизацию использования финансовых возможностей региональных институтов развития (Антикризисный фонд ЕврАзЭС, Евразийский банк развития).

Активизация взаимной торговли, включая:

использование эффективных финансовых механизмов для развития торговых отношений между государствами-членами, включая страхование и кредитование экспорта;

продолжение работы по выявлению и устранению изъятий и ограничений, в том числе барьеров, взаимного доступа хозяйствующих субъектов на рынок Союза;

подготовку прогнозов спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

проведение работ по формированию перечня чувствительных сельскохозяйственных товаров;

продолжение работы по формированию общих рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии Союза;

разработку индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза на основе принятой методологии.

Развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта, включая:

упрощение административных процедур в сфере таможенного регулирования;

реализацию мер, направленных на сокращение времени предоставления, стоимости и количества государственных процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, при повышении эффективности форм государственного контроля;

развитие механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;

развитие торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке;

проведение работы по заключению с третьими сторонами договоров, устанавливающих режим свободной торговли;

создание условий для организации информационного обмена с третьими сторонами о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Союза;

разработку механизмов поддержки, кредитования и страхования экспорта на уровне лучших международных практик;

выявление и устранение технических барьеров и ограничительных мер, затрудняющих доступ на рынки третьих сторон;

подготовку предложений по стимулированию развития торговли с третьими сторонами с использованием электронных и информационных технологий;

развитие транзитных и смешанных перевозок.

Реализация указанного комплекса мер будет способствовать преодолению государствами-членами последствий негативных экономических явлений, обеспечению восстановления экономик государств-членов и повышению темпов их экономического роста с использованием преимуществ экономической интеграции.

Другие документы по теме
(ред. от 16.10.2015) "О выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств"
<О признании частично недействующим пункта 45 Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 19.06.2006 N 447>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну">
<Об удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 48 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных Приказом Госкомрыболовства РФ от 31.01.2001 N 30>
Ошибка на сайте