Решение Верховного Суда РФ от 14.06.2006 N ВКПИ06-39
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2006 г. N ВКПИ06-39
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре капитане юстиции Старкове Д.М., с участием представителя заинтересованного лица Скока В.Г., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании пункта 5 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" в части указания о выплате премии "за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности" недействующим с момента издания,
установила:
Приказом командира войсковой части 29452 от 29 марта 2006 года N 017 Г. 1 октября 2005 года зачислен в распоряжение командира войсковой части 44200 в связи с увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. С этой даты ему прекращена выплата премии за образцовое выполнение воинского долга, предусмотренная Приложением N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей".
Полагая, что пункт 5 Приложения N 2 к Постановлению в части указания о выплате премии "за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности" противоречит абз. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Г. обжаловал его в Верховный Суд Российской Федерации.
При этом он указывает, что в ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" раскрыто понятие "воинского долга", существо которого сводится к фактическому исполнению общих обязанностей военнослужащих. Понятие "образцового выполнения воинского долга" тождественно "образцовому выполнению общих обязанностей", а поэтому расширительному толкованию не подлежит.
Правительство Российской Федерации, установив для военнослужащих, освобожденных от воинской должности и продолжающих образцово исполнять воинский долг, дополнительное требование в виде обязательного исполнения должностных обязанностей, вышло за пределы предоставленных полномочий и ограничило их в праве на получение премии.
Таким образом, пункт 5 Приложения N 2 "Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга" к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", в части указания о выплате премии "за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности", нарушает конституционное право военнослужащих на получение вознаграждения за труд.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Г. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Скок В.Г. возражал против удовлетворения заявления Г., указав, что Правительство Российской Федерации, принимая 14 июля 2000 года Постановление N 524, положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушило.
Выслушав объяснения заинтересованного лица Скока В.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Г. отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит поданное им заявление не подлежащим удовлетворению.
По смыслу ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", материальное и иные виды обеспечения военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.
В соответствии с типовой формой контракта, установленной Приложением N 1 к "Положению о порядке прохождения военной службы", определено, что каждый военнослужащий обязуется в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом конституционное право на вознаграждение за труд военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется, согласно статье 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", путем выплаты месячного денежного содержания, которое состоит из окладов по воинской должности и воинскому званию и подлежит выплате военнослужащему с момента заключения контракта, независимо от исполнения обязанностей по конкретной должности.
В качестве дополнительного денежного вознаграждения п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предусмотрена выплата премии за образцовое выполнение воинского долга.
Под премией понимается дополнительное денежное или материальное поощрение за особые достижения или заслуги работника в какой-либо отрасли деятельности.
Порядок применения дополнительных стимулирующих выплат гражданам, в том числе премий, в организациях, финансируемых из федерального бюджета, к которым относится и воинская часть, согласно абз. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение прямого указания данного Закона порядок выплаты премии за образцовое выполнение воинского долга для военнослужащих по контракту предусмотрен п. 5 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", в соответствии с которым премия выплачивается за время фактического исполнения военнослужащим не общих, а конкретных обязанностей по воинской должности.
Таким образом, доводы Г. о том, что пункт 5 Приложения N 2 данного Постановления в части указания о выплате премии "за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности" противоречит абз. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", несостоятельны, а утверждение в заявлении о нарушении этим конституционного права военнослужащих на вознаграждение за труд ошибочно.
Что касается мнения заявителя со ссылкой на положения ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о тождественности понятий "воинского долга" и "исполнения военнослужащим общих обязанностей военной службы", то его нельзя признать обоснованным. Воинским долгом в соответствии с данной нормой Закона признается защита государственного суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие задачи, выполнение которых связано с исполнением военнослужащими как общих, так и должностных и специальных обязанностей.
Более того, ст. 13 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации, предусматривает для военнослужащих такие общие обязанности (овладевать воинскими профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, знать и содержать в постоянной боевой готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику), реализация которых возможна только при нахождении на конкретной воинской должности, а не в распоряжении командиров (начальников).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления Г. о признании пункта 5 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", в части указания о выплате премии "за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности" не действующим с момента издания, - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО