Решение Верховного Суда РФ от 19.10.2010 N ГКПИ10-924
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2010 г. N ГКПИ10-924
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Д. об оспаривании абзаца первого пункта 80 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339,
установил:
Приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 г. N 339 утвержден Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В разделе III Административного регламента, посвященном административным процедурам, пунктами 80 - 89 урегулирована процедура изъятия, сдачи и уничтожения паспортов. Абзацем первым пункта 80 предусмотрено, что в случае установления факта выдачи паспорта в нарушение установленного порядка или оформления на утраченном (похищенном) бланке паспорта паспорт подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации или подразделением, выявившими такой паспорт.
А.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного предписания недействующим со дня принятия, указав на то, что Административный регламент в оспариваемой части не соответствует статье 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", поскольку допускает изъятие паспортов граждан Российской Федерации без установления в судебном порядке факта использования подложных документов или заведомо ложных сведений при принятии решения о приобретении гражданства Российской Федерации.
В судебное заседание А.Д. не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.
Представители Федеральной миграционной службы Ш. и Л., представитель Министерства юстиции Российской Федерации А.Л. требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое положение Административного регламента соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают права и свободы заявителя.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление А.Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Согласно статье 11 Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Во исполнение названного поручения Правительством Российской Федерации принято Постановление от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (далее - Постановление). Пунктом 7 Постановления, в редакции от 20 декабря 2006 г., закреплено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
Следовательно, норма об изъятии паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке паспорта, установлена не Административным регламентом, где она лишь воспроизведена, а Постановлением.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2007 г. по делу N ГКПИ07-787 пункт 7 Постановления признан соответствующим действующему законодательству Российской Федерации. При этом в решении суда указано, что эта норма предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, то есть распространяется на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.
С учетом изложенного суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии пункта 80 Административного регламента статье 22 Федерального закона, предусматривающей, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Из приведенного законоположения видно, что им регулируются вопросы отмены решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации, а не изъятия паспорта, выданного в обход установленных правил.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 191 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
А.Д. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ