Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2012 N АКПИ12-1236
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2012 г. N АКПИ12-1236
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 1 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 580,
установил:
в соответствии с пунктом 1 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Порядок) решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению и рассматривается коллегиальным органом организации (коллегией, ученым, научным, научно-техническим, педагогическим советом, общим собранием коллектива и так далее).
Гражданка Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Порядка в части, предусматривающей, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению.
Как указывает заявитель, она работает по совместительству старшим воспитателем в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении. Педагогический совет данного учреждения принял решение ходатайствовать о предоставлении ее кандидатуры к награждению почетной грамотой. Однако Управление образования района отклонило ее кандидатуру, поскольку решение о возбуждении ходатайства о награждении принято коллективом не по месту основной работы. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 14 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека и нарушают ее право на равенство возможностей в области труда, на равный подход к оценке качества работы и подвергают дискриминации в зависимости от должностного положения.
В суде Б. поддержала заявленные требования.
Представители Министерства образования и науки Российской Федерации Ф., Министерства юстиции Российской Федерации Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав работников.
Выслушав объяснения Б., представителей Минобрнауки России Ф., Минюста России Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" утвержден Порядок награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации (приложение N 12).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июля 2010 г., регистрационный номер 17928 и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 33, 16 августа 2010 г.
Пункт 1 Порядка определяет субъект, который вправе принять решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой. Это коллектив по месту основной работы представляемого к награждению. Такой порядок возбуждения ходатайства о награждении ведомственной наградой установлен для образовательных и научных организаций, подведомственных Минобрнауки России, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, образовательных и научных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов местного самоуправления.
Статья 19 Конституции Российской Федерации, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещая любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, не запрещает при осуществлении регулирования в сфере труда, установление порядка награждения ведомственными наградами.
Согласно Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы (статья 14).
Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 191 предусматривает право работодателя на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, Минобрнауки утверждает в установленном порядке ведомственные награды, положения об этих наградах и их описание, а также награждает ими работников Министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Довод Б. о том, что оспариваемая норма подвергает ее дискриминации в зависимости от должностного положения, является несостоятельным.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Совместительство, согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации, предполагает выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Исходя из продолжительности рабочего времени лиц, работающих по совместительству, не превышающей половины продолжительности рабочего времени лиц, работающих по основному месту работы, с учетом различий в объемах и интенсивности работы, психо-травмирующей нагрузке, эмоциональной напряженности, количества стрессовых ситуаций указанных лиц, Минобрнауки России при определении порядка награждения ведомственными наградами установило, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению.
Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права и свободы граждан.
Запрещая дискриминацию в сфере труда, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 3 устанавливает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Поощрение как метод управления дисциплинарными отношениями это признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. Оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат норм, ограничивающих гражданина в трудовых правах по обстоятельствам, указанным в статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку определяют процедуру принятия решения о поощрении лиц, работающих в сфере образования и науки, а также иных лиц, принимающих активное участие в развитии и совершенствовании системы образования и науки.
Условие о возбуждении ходатайства о награждении государственной наградой по месту основной (постоянной) работы лица, представляемого к государственной награде, установлено также пунктом 16 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Б. о признании частично недействующим пункта 1 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 580, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ