Решение Верховного Суда РФ от 14.04.2011 N ГКПИ11-78
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2011 г. N ГКПИ11-78
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующим пункта 30 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286 утверждено Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Положение). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 22 мая 2006 г., N 21, ст. 2263.
Согласно пункту 30 Положения оплате страховщиком подлежат санаторно-курортные услуги, оказываемые организациями, расположенными на территории Российской Федерации. Отбор указанных организаций осуществляется страховщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 30 Положения в части, обязывающей производить отбор организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В обоснование заявленных требований указал, что пункт 30 Положения противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), поскольку устанавливает зависимость предоставления санаторно-курортного лечения от государственного контракта, заключаемого по результатам проведения отбора санаторно-курортных организаций, без учета мнения и индивидуальных особенностей пострадавших.
В судебное заседание Д. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 9 февраля 2011 г. N ВВ-П12-706).
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Е. и Ч. возражали против заявленных требований и пояснили, что Положение утверждено Правительством Российской Федерации в рамках его полномочий, оспариваемая правовая норма не нарушает права и законные интересы заявителя, соответствует федеральному законодательству. Фонд социального страхования Российской Федерации при реализации функций по оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного, являясь государственным заказчиком, и при отборе организаций, санаторно-курортные услуги которых подлежат оплате, обязан размещать государственный заказ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ).
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации утверждено оспариваемое Положение, т.е. в пределах предоставленных полномочий.
К дополнительным расходам, связанным с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного и подлежащим оплате, относится медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно (абзац шестой подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, в соответствии с которым осуществляется отбор данных санаторно-курортных организаций, регулирует отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов; применяется в том числе в случае размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации и государственных заказчиков (части 1, 2 статьи 1, часть 1 статьи 3); государственными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования выступают органы управления государственными внебюджетными фондами (часть 1 статьи 4).
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и его бюджет утверждается федеральным законом. Ежегодно в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемом федеральным законом на соответствующий финансовый год, предусматриваются денежные средства на реализацию функций, предусмотренных Положением.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является бюджетом государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
Следовательно, Фонд социального страхования Российской Федерации при реализации функций по оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного является государственным заказчиком и при отборе организаций, санаторно-курортные услуги которых подлежат оплате за счет бюджета Фонда, обязан размещать государственный заказ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
Довод заявителя о том, что при отборе санаторно-курортных организаций не учитываются мнение и индивидуальные особенности застрахованных, не является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей, поскольку данная норма не регулирует вопросы направления граждан на санаторно-курортное лечение в зависимости от медицинских показаний или противопоказаний, условия оказания санаторно-курортной помощи.
В соответствии с Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления (пункт 1.3); при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, учитывается наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах (пункт 1.4).
Ссылка заявителя на противоречие пункта 30 Положения статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации носит произвольный характер, т.к. эта норма имеет иной предмет правового регулирования, чем оспариваемое нормативное положение, которое не может ему противоречить.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемое нормативное правовое положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Д. о признании недействующим пункта 30 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА