Решение Верховного Суда РФ от 06.09.2002 N ВКПИ-02-52
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2002 г. N ВКПИ-02-52
Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Захарова Л.М., при секретаре Т., с участием помощника Главного военного прокурора Ефименко В.В., заявителя С. и представителя Правительства Российской Федерации Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе гражданина С. о признании подпункта "а" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941, в части принятия в расчет для исчисления пенсии уволенным с военной службы военнослужащим оклада по последней штатной должности, не соответствующим ст. 19 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ,
установил:
Приказом МО СССР от 28 мая 1991 года N 0497 преподаватель кафедры ремонта автомобильной техники полковник С. уволен с военной службы в запас по п. "а" ст. 59 "Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР" (утвержденного Приказом МО СССР от 1985 года N 100) в связи с достижением предельного возраста, а Приказом начальника Рязанского высшего военного автомобильного инженерного училища от 18 июня 1991 года N 154 исключен с того же числа из списков личного состава. Как усматривается из жалобы С., в 1987 году он был вынужден согласиться на нижестоящую должность, в связи с чем впоследствии ему начислили пенсию исходя из последней занимаемой им штатной должности, хотя до этого он около 7 лет занимал воинские должности с более высокими окладами. Поскольку гражданам, по мнению заявителя, предоставлена возможность выбора исчисления пенсии исходя из размера его денежного оклада по последней занимаемой должности или из среднемесячного оклада за любые 2 года работы, то заявитель считает оспариваемое им Постановление Правительства Российской Федерации, в указанной части, незаконным и нарушающим его права.
Заслушав объяснения С., поддержавшего свои требования, представителя Правительства Российской Федерации, возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не основанными на законе, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу С. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. "ж", ч. 1, ст. 114 и ч. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия, в том числе федеральными законами, на основании и во исполнение которых оно издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст. ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ.
В соответствии со ст. 4, 5 и 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (в редакции от 25.07.2002).
Как усматривается из п. "а" ст. 1, ст. 5 и п. "а" ст. 13 этого Закона, С., проходивший военную службу еще в Вооруженных Силах СССР, приобрел в соответствии с данным Законом право на государственную пенсию за выслугу лет. При этом порядок исчисления пенсий, согласно ст. 43 этого же Закона, определяется именно Правительством Российской Федерации, с учетом оклада по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, определив в подпункте "а" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (в редакции от 18.04.2002), что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этого оклада, действовало в соответствии с законом и имеющимися у него полномочиями. При этом каких-либо нарушений ст. 19 Конституции Российской Федерации при издании Правительством Российской Федерации оспариваемого Постановления, на что обращает внимание в жалобе заявитель, Правительством допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении жалобы С. о признании незаконным подпункта "а" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941, в части принятия в расчет для исчисления пенсии уволенным с военной службы военнослужащим оклада по последней штатной должности, не соответствующим ст. 19 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.М.ЗАХАРОВ