Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2009 N ГКПИ08-2264
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2009 г. N ГКПИ08-2264
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крючкова Германа Николаевича о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245,
установил:
в соответствии с абзацем шестым пункта 9.1 Типовых правил рыболовства пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
Пунктом 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна предусмотрено, что пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
Гражданин Крючков Г.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 28 июля 2005 г. N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 28 апреля 2007 г. N 245. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству, изданы с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти и нарушают права граждан.
В суде Крючков Г.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в статье 26 содержит закрытый перечень, когда рыболовство может быть ограничено. Суда и другие плавсредства, не зарегистрированные в установленном порядке и не имеющие четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, не могут быть отнесены к видам орудий добычи водных биоресурсов.
Представители заинтересованных лиц Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Бондарь А.В., Федерального агентства по рыболовству Кац Е.С., Пахомов Д.В., Еремеев Д.В., Минюста России Мартынова Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав граждан на осуществление любительского рыболовства.
Выслушав объяснения Крючкова Г.Н., представителей Минсельхоза России Бондарь А.В., Росрыболовства Каца Е.С., Пахомова Д.В., Еремеева Д.В., Минюста России Мартыновой Т.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133 "Об утверждении Типовых правил рыболовства" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2005 г., регистрационный номер 7002 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 38, 19 сентября 2005 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245 "Об утверждении Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна" зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2007 г., регистрационный номер 9574 и опубликован в "Российской газете" N 122, 8 июня 2007 г.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых актов) предусматривал, что типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 3 ст. 16).
На момент издания оспариваемых нормативных правовых актов таким органом исполнительной власти являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 315, и Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164, Минсельхоз России осуществлял нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства.
Правила рыболовства регламентируют деятельность пользователей, осуществляющих рыболовство водных биоресурсов. В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в правилах рыболовства устанавливаются:
1) виды разрешенного рыболовства;
2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;
3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;
4) требования к сохранению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования Типовые правила рыболовства запрещают пользователям водных биоресурсов осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца (абзац шестой пункта 9.1).
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит примерный перечень ограничений рыболовства (часть 1 статьи 26). Перечень не является исчерпывающим, поскольку в силу пункта 13 части 1 статьи 26 данного Федерального закона могут устанавливаться иные ограничения рыболовства в соответствии с федеральными законами.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 33, 51), Кодекс внутреннего транспорта Российской Федерации (статьи 16, 17, 22) устанавливают обязательную регистрацию судов, предусматривая административную ответственность за нарушение правил регистрации судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в случае управления судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений (статья 11.8).
Положения данной нормы воспроизведены в Типовых правилах рыболовства как требование к пользователям водными биоресурсами по ограничению рыболовства и не может рассматриваться как незаконное ограничение прав граждан на осуществление любительского рыболовства.
Типовые правила рыболовства устанавливают общие требования, предъявляемые к правилам рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Положения абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства воспроизведены в пункте 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (Приказ Минсельхоза России от 28 апреля 2007 г. N 245). Приведенные выше доводы о соответствии оспариваемых положений абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства действующему законодательству в равной мере относятся к пункту 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Следовательно, доводы заявителя о незаконном введении федеральным органом исполнительной власти ограничений любительского рыболовства в виде запрета на использование судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, являются несостоятельными.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан на осуществление любительского рыболовства, заявление Крючкова Г.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Крючкова Германа Николаевича о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 245, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ