Решение Верховного Суда РФ от 04.02.2004 N ВКПИ03-122
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2004 г. N ВКПИ 03-122
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению войсковой части 21146 о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 160 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475, с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 24 августа 2003 года N 630 и от 14 октября 2003 года N 625) "О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей",
установила:
Решением Тамбовского гарнизонного военного суда от 13 июня 2001 года в удовлетворении жалоб Панкратова И.Н., Цапко Ю.В и Якушева Г.С. о признании незаконными действий командира войсковой части 21146, связанных с отказом в выплате им денежной компенсации взамен непредоставленных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в 2000 году, отказано.
В кассационном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 22 января 2003 года, по протесту председателя этого суда, вышеуказанные действия командира войсковой части 21146 признаны незаконными, и на нее возложена обязанность выплатить заявителям денежную компенсацию взамен непредоставленных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения.
Войсковая часть 21146 через своего представителя обратилась в Верховный Суд РФ с вышеуказанным заявлением, в котором указано, что оспариваемое Постановление противоречит Закону РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", так как возлагает на войсковую часть обязанность по выплате указанной денежной компенсации всем военнослужащим, выполнявшим специальные задачи на территории Северо-Кавказского региона, тогда как ст. 5 приведенного Закона прямо определяет, что право на получение денежной компенсации взамен непредоставленных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения имеют только военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера на территории Чеченской Республики и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
Далее указывается, что Постановлением Правительства РФ N 896 от 26 декабря 2001 года "О зонах вооруженных конфликтов" к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта постановлено относить их выполнение на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 по декабрь 1996 года.
Заявители же выполняли специальные задачи (обслуживание авиационной техники) по проведению контртеррористической операции на территории, непосредственно прилегающей к Чеченской Республике (г. Буденновск и г. Моздок), но не являющейся зоной вооруженного конфликта, следовательно, на них указанные льготы не распространяются.
Льготы этих лиц, по мнению представителя войсковой части, установлены Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" и Постановлением Правительства РФ N 58 от 22 января 1997 года, в которых оспариваемая льгота по санаторно-курортному обеспечению не входит.
В заявлении также указано, что преамбула оспариваемого Постановления не содержит указания на основания его принятия, данное Постановление не обеспечено финансированием, поскольку его действие было приостановлено на 2002 год Постановлением Правительства РФ N 630 от 24 августа 2002 года, и целевое финансирование по статье расходов, предназначенной на выплату компенсации, в настоящий момент не производится.
Противоречит данное Постановление и Федеральному закону "О ветеранах", который не содержит указанных льгот.
По мнению представителя войсковой части 21146, оспариваемое Постановление неоправданно расширяет круг лиц, на которых распространяется рассматриваемая льгота, поскольку оно позволяет пользоваться льготами всем лицам, привлеченным к исполнению обязанностей по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, а не только тем, которые выполняли задачи в условиях вооруженного конфликта.
Представители Правительства Российской Федерации Яковлев П.А. и Березин В.А. возражали против удовлетворения заявления, поданного представителем войсковой части 21146, указав, что Постановление Правительства РФ N 160 от 25 февраля 2000 года издано в пределах полномочий, установленных законом, и оно не противоречит Федеральным законам "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и "О ветеранах". Изложенные в нем нормы на практике должны применяться в совокупности с иными законодательными и другими нормативными правовыми актами.
Выслушав объяснения представителя командира войсковой части 21146 Макарова В.П., представителей Правительства РФ Яковлева П.А. и Березина В.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление представителя войсковой части 21146 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы и порядок введения на территории Российской Федерации чрезвычайного положения определены в Российской Федерации Федеральным конституционным законом N 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
Социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены Законом Российской Федерации N 4328-1 от 21 января 1993 года "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
В статье 5 указанного Закона установлено, что военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсациями, предусмотренными настоящим Законом, представляется целый ряд льгот, в том числе при наличии медицинских показаний этим лицам в первоочередном порядке предоставляются путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти или денежная компенсация в размере стоимости путевки.
Федеральным законом N 75-ФЗ от 16 мая 1995 года "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" действие рассматриваемого Закона распространено на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а Правительству РФ предписано определить зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.
Во исполнение указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 11 декабря 1995 года N 1210, согласно которому к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", отнесло всю территорию Чеченской Республики, а Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлено право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.
Вместе с тем в целях упорядочения предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Законом, Правительством РФ принято Постановление от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов", которым признано утратившим силу ранее принятое Постановление от 11 декабря 1995 года N 1210 и в соответствии с которым к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года и на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 по декабрь 1996 года.
Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, а также основы правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным законом N 130-ФЗ от 25 июля 1998 года "О борьбе с терроризмом" и Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 года.
Как верно указано в заявлении представителя войсковой части 21146, эти нормативные акты не устанавливают для лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, права на первоочередное получение путевок в лечебно-оздоровительные учреждения и получение соответствующей компенсации.
Положение о предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 25 февраля 2000 года.
Действительно, в указанном Постановлении нет указания на то, что оно принято в развитие Закона "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Вместе с тем отсутствие названного указания само по себе основанием для признания оспариваемого нормативного акта незаконным не является.
Не может являться таким основанием и тот факт, что действие оспариваемого Постановления в части выплаты денежной компенсации в 2002 - 2003 годах приостановлено на основании Постановлений Правительства РФ от 24 августа 2002 года N 630 и от 14 октября 2003 года N 625.
Анализ норм рассматриваемого Постановления позволяет прийти к выводу о том, что оно распространяется в том числе и на лиц, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, поскольку для данной категории граждан рассматриваемая льгота прямо установлена Законом "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Вместе с тем толкование применения оспариваемого Постановления и распространение его действия, если оно даже имеет место в судебной практике, на более широкий круг лиц, чем тот, который установлен Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в том числе и на лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не может служить основанием для признания его незаконным в связи с нижеследующим.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Статьей 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере отнесено принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
На основании п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года Правительством Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и дополнительные выплаты военнослужащим, которые не предусмотрены настоящим Законом.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление и определяя круг лиц, на которых распространяется рассматриваемая льгота, действовало в пределах своих полномочий и компетенции, установленной Законом.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в заявлении представителя войсковой части 21146 основаниям оспариваемые им нормы рассматриваемого Постановления Правительства РФ недействующими признаны быть не могут.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
войсковой части 21146 в признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года N 160 (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N 475, с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 24 августа 2003 года N 630 и от 14 октября 2003 года N 625) "О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК