Решение Верховного Суда РФ от 30.06.2006 N ГКПИ06-643
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2006 г. N ГКПИ06-643
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Энерголизинг" о признании частично недействующим Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энерголизинг" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", а именно: дополнение пункта 5 абзацем следующего содержания: "Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности", а также пункта 2 настоящего Приказа о вступлении его в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют федеральному законодательству, изданы с превышением компетенции Минфина России и нарушают его права на уплату только законно установленных налогов и сборов, на получение льготного режима налогообложения лизинговых компаний.
ООО "Энерголизинг" извещено о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители заинтересованных лиц Минфина России Ковпак С.В., Минюста России Мокрова Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый Приказ предусматривает новую редакцию условий принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и соответствует международной практике формирования в бухгалтерской отчетности информации об основных средствах организации, а также действующему законодательству.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минфина России Ковпака С.В., Минюста России Мокровой Е.А., специалиста Преображенской В.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 147н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н.
Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.01.2006, регистрационный номер 7361, и опубликован в "Российской газете" N 16, 27.01.2006; Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 5, 30.01.2006.
Приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 дополнен абзацем 3 следующего содержания: "Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности".
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, включая порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (статья 1 ФЗ "О бухгалтерском учете").
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об основных средствах организации.
Согласно абзацу 3 пункта 5 ПБУ 6/01 основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО 16 "Основные средства") определяют, что основные средства - это материальные активы, которые используются компанией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей.
По объяснениям представителя Минфина России Ковпака С.В., на балансе организации должно учитываться только то имущество, которое принадлежит ему на праве собственности, праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Имущество, которое находится в пользовании организации по иным основаниям, подлежит отражению у организации обособленно за балансом, если иное не установлено законодательством.
Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" определяет, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.
По договору лизинга допускается предоставление во временное владение и пользование предмета договора лизинга, а также договором может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
Согласно статье 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Таким образом, предусмотренное абзацем 3 пункта 5 ПБУ 6/01 положение о том, что основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, не противоречит действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта возлагают на него обязанность уплачивать взносы и налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом, являются несостоятельными.
Как указывалось выше, оспариваемый Приказ издан Минфином России в соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете" и не устанавливает объекта налогообложения.
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации.
Объектом налога на имущество согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Признание в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета имущества, предназначенного исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, само по себе не может рассматриваться как установление Минфином России объекта налогообложения.
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (статья 665 Гражданского кодекса РФ).
Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)", определяя правовые организационно-экономические особенности лизинга, в статье 31 устанавливает, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.
Из содержания данной нормы закона следует, что стороны по договору финансовой аренды вправе оговорить, на чьем балансе (лизингодателя или лизингополучателя) учитывается лизинговое имущество. В зависимости от данного условия договора стороны должны вести бухгалтерский учет в соответствии с установленными правилами и нести расходы по оплате налога на имущество.
По объяснениям представителя Минфина России Ковпака С.В. и специалиста Преображенской В.В. в судебном заседании, если по договору о финансовой аренде (лизинге) предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ в отношении этого имущества, признаваемого в качестве объекта основных средств по правилам бухгалтерского учета, налог уплачивается балансодержателем, т.е. лизингополучателем.
Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, налог на имущество организаций уплачивается лизингодателем.
Пунктом 2 Приказа Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н установлено, что настоящий Приказ вступает в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г.
В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
По объяснениям специалиста Преображенской В.В. организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.
Таким образом, вступление в силу Приказа Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г. не нарушает права заявителя, а ссылки на нарушение норм Налогового кодекса РФ (статьей 4, 5) являются несостоятельными.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы организаций на уплату законно установленных налогов и сборов, заявление ООО "Энерголизинг" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ООО "Энерголизинг" о признании частично недействующим Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ