Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2011 N ГКПИ11-1394
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2011 г. N ГКПИ11-1394
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании подпункта "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (пункт 2). Право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (пункт 3).
Подпунктом "б" пункта 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает подпункт "б" пункта 8 Правил, ссылаясь на его противоречие статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В заявлении указано, что его семья является многодетной и зарегистрирована постоянно по адресу дислокации воинской части в г. <...>, так как жилье от этой части не предоставлено. В этом же населенном пункте они занимают по договору найма жилое помещение в частном жилищном фонде, оплачивая помимо платы за наем помещения и коммунальные платежи. Решив получить субсидию на оплату коммунальных услуг, заявитель обратился в администрацию Краснодарского края, однако ему в этом было отказано со ссылкой на то, что Правила предусматривают возможность предоставления субсидий лишь при условии регистрационного учета по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией. Как следует из содержания заявления, в части, касающейся предоставления субсидий на оплату жилого помещения, Б. подпункт "б" не оспаривает.
Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Правительства Российской Федерации Р. и Н. заявление Б. не признали, пояснив, что требование о регистрации по месту жительства как необходимое условие выплаты субсидии не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, которое обязывает граждан регистрироваться в первую очередь по месту жительства. Подтверждением места проживания является регистрация по месту жительства, таким образом, без регистрации по месту жительства именно в том жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия, невозможно достоверно установить сам факт проживания гражданина в жилом помещении.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявителя удовлетворить частично, суд находит заявление Б. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Условия предоставления гражданам субсидий регламентированы статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Они предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 этой статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1). Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (часть 2). Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3).
Из данных законоположений следует, что право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг имеют в том числе граждане - наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, если их расходы на оплату коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании заявлений таких граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Согласно абзацам первому, второму пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам воинских частей приравнивается к регистрации по месту жительства; при этом в случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий, названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма). В таких случаях место фактического проживания указанных граждан и место их регистрации по адресам воинских частей не совпадают. Однако это обстоятельство не может служить основанием для лишения граждан права на получение субсидий на оплату коммунальных услуг (если они отвечают критериям, закрепленным в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации), поскольку требование закона об обязанности зарегистрироваться по месту жительства ими выполнено.
Данный вывод подтверждается также частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", закрепляющей, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое положение подпункта "б" пункта 8 Правил ограничивает право военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, на получение субсидии на оплату коммунальных услуг, препятствуя им представлять с заявлением копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилыми помещениями, если заявители в них не зарегистрированы по месту постоянного жительства, оно подлежит признанию в соответствующей части недействующим.
Оснований для признания подпункта "б" пункта 8 Правил недействующим в остальной части, касающейся предоставления субсидий на оплату коммунальных услуг, не имеется. Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, утверждая Правила, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан регистрироваться по месту жительства. Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Исходя из этого при установлении перечня прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии документов Правительство Российской Федерации могло закрепить в Правилах общее положение о том, что к заявлению о предоставлении субсидии должны прилагаться копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Согласно частям первой, второй статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Б. удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, в части, препятствующей военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, зарегистрированным по месту жительства по адресам воинских частей, но проживающим ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенных ими договоров найма (поднайма), прилагать к заявлению о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования указанными жилыми помещениями.
В остальной части Б. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ