Решение Верховного Суда РФ от 23.10.2025 N АКПИ25-764
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2025 г. N АКПИ25-764
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б., К. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3.1 типовых договоров аренды лесных участков, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 542 согласно приложениям к указанному приказу,
установил:
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) приказом от 30 июля 2020 г. N 542 (далее также - Приказ N 542) утверждены типовые договоры аренды лесных участков (далее также - Типовые договоры) согласно приложениям 1 - 16 к этому приказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 7 декабря 2020 г., регистрационный номер 61320, и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2020 г.
Приказ N 542 дополнен Приложением 17 приказом Минприроды России от 21 октября 2021 г. N 772 (далее - Приказ N 772) согласно приложению к этому приказу), зарегистрированным в Минюсте России 30 ноября 2021 г., регистрационный номер 66135, и размещенным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2021 г.
Подпунктом "б" пункта 3.1 Типовых договоров (согласно приложениям 1 - 17 к Приказу N 542) предусмотрено, что арендодатель имеет право предоставлять лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества, за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно, а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр.
Б., являющийся арендатором лесного участка, и К., имеющие намерение заключить договоры аренды лесных участков, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании подпункта "б" пункта 3.1 Типовых договоров не действующим в той части, в которой он допускает передачу арендодателем части арендованного лесного участка третьим лицам в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 4.8 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), устанавливающей такое право арендодателя только для определенных целей. Ссылаются на противоречие оспариваемого положения Типовых договоров указанной норме закона, нарушение своих прав и законных интересов, а также реальную угрозу их нарушения на использование арендованного лесного участка без указанных обременений.
Административный ответчик Минприроды России и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях и отзыве на административный иск указали, что нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, оспариваемое положение Типовых договоров не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Административные истцы Б., К. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель Минприроды России Е. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Минюст России письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.
Выслушав представителя Минприроды России Е., изучив доводы административных истцов и заинтересованного лица, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 этого кодекса.
Согласно подпункту 5.2.144(1) пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, Минприроды России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 542, утвердившего Типовые договоры, а также внесшего в него дополнение Приказа N 772, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2021 г. N АКПИ21-747, от 31 мая 2023 г. N АКПИ23-274 и не оспариваются административными истцами.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулирует лесное законодательство (часть 1 статьи 3 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 1 ЛК РФ одним из основных принципов, на которых основывается лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты, является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом, другими федеральными законами.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 71 ЛК РФ, согласно которой названные участки предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление лесного участка в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на основании договора аренды, к которому применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом (пункт 2 части 1, части 2 - 4 статьи 71 ЛК РФ).
Тем самым при регулировании лесных отношений, связанных с арендой указанных лесных участков, приоритет имеют нормы лесного законодательства.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1).
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2).
В силу статьи 613 ГК РФ передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.
Законом, устанавливающим особенности предоставления в аренду, регулирующим заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является Лесной кодекс Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П, от 7 июня 2000 г. N 10-П и от 2 июня 2015 г. N 12-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О и от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса.
В части 1 статьи 25 ЛК РФ, в пунктах 1 - 16, приведены виды использования лесов, к которым отнесены: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; создание лесных питомников и их эксплуатация; осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; осуществление изыскательской деятельности; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 данного кодекса.
Часть 2 статьи 25 ЛК РФ устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 этой статьи, если иное не установлено данным кодексом, другими федеральными законами.
Приложения 1 - 17 к Приказу N 542 содержат типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 ЛК РФ.
Оспариваемое положение Типовых договоров предусматривает право арендодателя предоставлять арендованный лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества, за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно, а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр.
Согласно положениям частей 1, 5 статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, в котором устанавливаются в числе прочего виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 этого кодекса.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность одновременного многоцелевого использования лесного участка, определяемую не произвольно, а с учетом лесохозяйственных регламентов лесничеств, и не содержит запрета на предоставление лесного участка нескольким лесопользователям, за исключением случаев, когда в силу положений действующего законодательства многоцелевое использование лесов невозможно.
Содержание оспариваемого в части подпункта "б" пункта 3.1 Типовых договоров соответствует приведенным выше нормам, обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах и не направлено на ущемление прав арендатора (невозможность использования лесного участка с закрепленной в договоре аренды целью его передачи), которые подлежат защите в установленном законом порядке, включая судебный, что также предусмотрено пунктом 7.1 Типовых договоров.
Из части 1 статьи 4.8 Закона N 201-ФЗ, на противоречие которой оспариваемого положения указывают административные истцы, следует, что до 1 января 2026 года для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков, на основании проектной документации лесного участка. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, самостоятельно осуществляют деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к предоставленным им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в данной части, сроком до одного года.
Данная норма закона регулирует порядок предоставления в пользование частей лесных участков для специальных субъектов - юридических лиц с видом деятельности, предполагающим использование лесов в указанных целях, и вопреки доводам административных истцов не устанавливает перечень случаев многоцелевого использования лесного участка различными лесопользователями, равно как не содержит запрета на передачу арендодателем части арендованного лесного участка третьим лицам для использования в иных, не указанных в ней, целях в тех случаях, когда такое одновременное многоцелевое использование названного лесного участка или его части возможно.
В связи с этим доводы административных истцов о противоречии оспариваемого подпункта "б" пункта 3.1 Типовых договоров части 1 статьи 4.8 Закона N 201-ФЗ подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, оспариваемое положение Типовых договоров, направленное на обеспечение многоцелевого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, являющихся собственностью особого рода и имеющих специальный правовой режим, согласуется с одним из основных принципов лесного законодательства, закрепленным в пункте 4 статьи 1 ЛК РФ, и не противоречит приведенным выше положениям ЛК РФ, ГК РФ, Закона N 201-ФЗ, изложено понятным и доступным образом, отвечает критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что подпункт "б" пункта 3.1 Типовых договоров в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов в указанных ими аспектах, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Б., К. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3.1 типовых договоров аренды лесных участков, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 542 согласно приложениям к указанному приказу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ