Решение Верховного Суда РФ от 14.10.2025 N АКПИ25-713
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2025 г. N АКПИ25-713
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа Альянс" о признании недействующим пункта 217.1 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2021 г. N 995,
установил:
приказом Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2021 г. N 995 (далее также - Приказ) утверждены Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров (далее также - Разъяснения).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 10 января 2022 г., регистрационный номер 66793, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 января 2022 г., действует в редакции приказа Федеральной таможенной службы от 8 июля 2025 г. N 635.
Согласно пункту 217.1 Разъяснений пластмассовое сиденье качелей для детей ясельного возраста со спинкой, оснащенное ремнем для удержания ребенка и пластмассовым ограничителем, подвешиваемое с помощью веревочных канатов или других приспособлений, классифицируется в подсубпозиции 9401 80 000 9 Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров (далее также - ТН ВЭД ЕАЭС) в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД) 1 и 6.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Альянс" (далее также - ООО "Альфа Альянс", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 217.1 Разъяснений, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС, являющимся приложением N 1 к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 21 (далее также - Пояснения), единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80, нарушает его права и законные интересы, поскольку неправильное указание классификационного кода при декларировании товара влечет для него доначисление таможенных платежей, а также административную ответственность.
По мнению Общества, все качели, являющиеся оборудованием для детских игровых площадок, относятся к группе 9506 ТН ВЭД ЕАЭС без каких-либо исключений, связанных с комплектующими товара и их внешним видом.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в июне 2024 г. ООО "Альфа Альянс" производило декларирование товара "качели подвесные", заявив код ТН ВЭД ЕАЭС 9506 99 900 0. Таможенным постом 28 и 30 июня 2024 г. были приняты решения о классификации товара в подсубпозиции 9401 80 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Общество не согласилось с указанными решениями и обжаловало их в Московскую таможню и Федеральную таможенную службу (далее также - ФТС России), которые признали данные решения правомерными и отказали в удовлетворении жалоб. Решения приняты таможенными органами на основании пункта 217.1 Разъяснений.
В письменных возражениях Федеральная таможенная служба, Министерство финансов Российской Федерации (далее также - Минфин России) указали, что нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных ФТС России полномочий с соблюдением порядка его принятия, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях выразило позицию, что нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением установленного порядка.
В судебном заседании представитель административного истца Г. поддержал заявленные требования.
Представители ФТС России К., М., Минфина России Ш. не признали административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителя административного истца Г., возражения представителей ФТС России К., М., Минфина России Ш., обсудив письменные объяснения Минюста России, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Регулируя отношения в области таможенного дела, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 статьи 19 определяет, что в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенными органами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, издает разъяснения о классификации отдельных видов товаров.
Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636, ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции, в том числе по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль); издает разъяснения о классификации отдельных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях обеспечения единообразного применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза таможенными органами (пункт 1, подпункт 5.6).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят ФТС России в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования, что не оспаривается административным истцом.
Пункт 217.1 Разъяснений предусматривает классификацию товара "пластмассовое сиденье качелей для детей ясельного возраста со спинкой, оснащенное ремнем для удержания ребенка и пластмассовым ограничителем, подвешиваемое с помощью веревочных канатов или других приспособлений" в подсубпозиции 9401 80 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1 и 6.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует Пояснениям (подпункт 12 пункта Б, группа 95, раздел XX, том V), единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Оспариваемая норма Разъяснений содержит краткое описание конкретного товара и ссылку на классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому следует классифицировать указанный товар в соответствии с правилами ОПИ ТН ВЭД 1 и 6.
Пунктом 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) закреплено, что ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Пункт 6 статьи 21 ТК ЕАЭС предусматривает, что в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД ЕАЭС таможенные органы, определенные законодательством государств-членов о таможенном регулировании, могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенные органы обеспечивают публикацию таких решений и разъяснений. Указанные решения и разъяснения являются обязательными при классификации товаров на территории государства-члена, таможенным органом которого они приняты.
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80. При этом классификация товаров осуществляется по правилам, изложенным в ОПИ ТН ВЭД, которые установлены данным решением.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522, определено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5 и 6 Положения).
В силу пункта 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями пунктов 2 - 6 ОПИ ТН ВЭД.
Таким образом, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций и примечаний к разделам или группам, которые имеют одинаковый статус.
Согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 августа 2021 г. N 17 в связи с принятием новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза Пояснения применяются в части, не противоречащей новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС.
Являясь одним из вспомогательных рабочих материалов, Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения.
С учетом изложенных требований вопрос соответствия описания товара в оспариваемой норме Разъяснений вытекает из описания группы товаров с кодом 94 и пояснений к этой группе, а также товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции в ТН ВЭД ЕАЭС.
К группе товаров с кодом 94 ТН ВЭД ЕАЭС отнесены: мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; светильники и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции.
В соответствии с примечанием 2 к группе товаров с кодом 94 изделия (кроме их частей) товарных позиций 9401 - 9403 ТН ВЭД ЕАЭС включаются в данные товарные позиции только в том случае, если они предназначены для установки на пол или на землю. Однако нижеперечисленные изделия включаются в указанные выше товарные позиции даже в тех случаях, если они предназначены для подвешивания, закрепления на стене или установки одно на другое, в частности мебель для сидения и кровати (подпункт "б").
В подгруппе товаров под кодом 9401 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части.
Как разъяснено в Пояснениях к товарной позиции 9401, при условии соблюдения упомянутых в них исключений в данную товарную позицию включаются все предметы для сидения (включая сиденья для транспортных средств), если они соответствуют условиям, оговоренным в примечании 2 к данной группе.
В указанную подгруппу товаров под кодом 9401 80 000 ТН ВЭД ЕАЭС входит товарная субпозиция с наименованием "мебель для сидения прочая".
Под кодом товарной подсубпозиции 9401 80 0001 ТН ВЭД ЕАЭС указаны товары с наименованием "детские сиденья (кресла) безопасности с пластмассовым каркасом, устанавливаемые или прикрепляемые к сиденьям транспортных средств".
С кодом товарной подсубпозиции 9401 80 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется мебель для сидения прочая.
Описанный в пункте 217.1 Разъяснений товар, такой как пластмассовое сиденье качелей для детей ясельного возраста со спинкой, оснащенное ремнем для удержания ребенка и пластмассовым ограничителем, подвешиваемое с помощью веревочных канатов или других приспособлений, по своим признакам соответствует описанию товара в подсубпозиции 9401 80 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, формируемому исходя из наименования группы товаров, наименования товаров в подгруппе, товарной позиции и субпозиции с учетом признаков товара. Указанная в оспариваемой норме классификация товара не противоречит и Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС.
Отнесение административным истцом товара, указанного в пункте 217.1 Разъяснений, к группе товаров под кодом 95 ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечаний к данной группе товаров и наименования подгруппы товаров в товарной позиции под кодом 9506 ТН ВЭД ЕАЭС основана на неправильном применении ОПИ ТН ВЭД.
Таким образом, оспариваемое административным истцом положение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упомянутом им аспекте, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности.
С учетом того, что пункт 217.1 Разъяснений не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Альфа Альянс" о признании недействующим пункта 217.1 Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2021 г. N 995, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.А.БУГАКОВ