Рейтинг@Mail.ru

Решение Евразийского межправительственного совета от 30.09.2025 N 6

ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 2025 г. N 6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

В ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

В целях реализации пункта 9 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пункта 2 Протокола о промышленном сотрудничестве (приложение N 27 к указанному Договору) Евразийский межправительственный совет решил:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке и реализации межгосударственных программ в промышленной сфере.

2. Установить, что требование об участии в реализации межгосударственной программы в промышленной сфере заинтересованных субъектов не менее чем из 3 государств - членов Евразийского экономического союза, предусмотренное пунктом 3 Положения, утвержденного настоящим Решением, не распространяется на межгосударственные программы в промышленной сфере, распоряжение о разработке которых принято Советом Евразийской экономической комиссии до вступления настоящего Решения в силу.

3. Признать утратившими силу:

Решение Евразийского межправительственного совета от 2 февраля 2018 г. N 1 "Об утверждении Положения о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере";

Решение Евразийского межправительственного совета от 3 февраля 2023 г. N 1 "О внесении изменений в Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере".

4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 января 2026 г.

Члены Евразийского межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

Утверждено

Решением Евразийского

межправительственного совета

от 30 сентября 2025 г. N 6

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

В ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет формы, порядок и механизм разработки и реализации межгосударственных программ в промышленной сфере (далее - программы), направленных на развитие промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) на взаимовыгодной основе.

2. Для целей настоящего Положения используются понятия, которые означают следующее:

"инициатива о разработке программы" - мотивированное предложение, содержащее информацию о целесообразности разработки программы;

"инициатор разработки программы" - участник евразийской технологической платформы, определяемый в соответствии с положением о формировании и функционировании евразийских технологических платформ, утверждаемым Евразийским межправительственным советом, либо орган государственной власти или организация государства - члена Союза, уполномоченные правительством государства-члена;

"национальные заказчики" - органы государственной власти государств - членов Союза, участвующие в разработке и реализации программы и контроле за ходом выполняемых на территории государства-члена мероприятий и (или) работ в рамках программы;

"национальный заказчик-координатор" - один из национальных заказчиков, координирующий деятельность национальных заказчиков государства - члена Союза при разработке и реализации программы;

"ответственный за реализацию программы" - участник евразийской технологической платформы либо иное лицо, определенное Советом Евразийской экономической комиссии, осуществляющие координацию деятельности по разработке и реализации программы, а также подготовку сводного годового отчета о результатах ее реализации;

"подпрограмма" - структурный элемент программы, сформированный для реализации мероприятий в рамках решения одной из задач программы, поставленных для достижения ее целей;

"программа" - совместная программа при участии государств - членов Союза по реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам осуществления подпрограмм и (или) проектов в целях обеспечения эффективного решения поставленных интеграционных задач в рамках Союза в области инновационного развития и промышленного сотрудничества;

"проект" - структурный элемент программы, представляющий собой организационно-хозяйственные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, производственные и другие мероприятия по созданию продукта, направленные на достижение целей программы;

"участники программы" - национальные заказчики и участники евразийских технологических платформ, обеспечивающие разработку и реализацию программы и (или) участвующие в финансировании ее разработки и реализации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые для ее реализации в соответствии с гражданско-правовыми договорами, заключенными с ответственным за реализацию программы, или национальным заказчиком-координатором, или национальными заказчиками.

3. Программа реализуется в проектном формате, предусматривающем участие заинтересованных субъектов не менее чем из 3 государств - членов Союза (далее - государства-члены), с официальным подтверждением национальных заказчиков-координаторов и национальных заказчиков правительствами соответствующих государств-членов. Программа разрабатывается на период, необходимый для достижения поставленных в ней целей (но не более чем на 5 лет).

Структурными элементами программы могут быть подпрограммы и проекты, которые осуществляются путем реализации мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, участникам программы и срокам, утверждаемым в составе подпрограмм и проектов. Программа может представлять собой совокупность частей (сегментов) государственных программ, которые реализуются государствами-членами в соответствующих отраслях промышленности, порядок разработки, реализации, финансирования и контроля за выполнением которых устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов.

4. Программа должна соответствовать:

а) целям координации межгосударственных и (или) межотраслевых связей и обеспечения взаимодействия технологически сопряженных отраслей и отдельных предприятий, углубления кооперационных связей, создания оптимальных условий для развития промышленного производства;

б) принципиальной новизне и перспективности технических, организационных и иных решений, необходимых для широкого распространения инноваций и повышения конкурентоспособности промышленной продукции.

5. Разработка и реализация программы включает в себя подготовку инициативы о разработке программы, рассмотрение инициативы о разработке программы, разработку проекта программы, рассмотрение и утверждение программы, реализацию и мониторинг исполнения программы.

II. Подготовка и рассмотрение инициативы

о разработке программы

6. Подготовку инициативы о разработке программы организует инициатор разработки программы.

7. Инициатор разработки программы направляет в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия) инициативу о разработке программы.

8. Инициатива о разработке программы должна содержать:

а) предполагаемое наименование программы;

б) определение проблемы, обоснование целесообразности разработки программы, характеристику и прогноз развития ситуации в рассматриваемой сфере;

в) цели и задачи программы, а также перечень возможных подпрограмм (проектов) и мероприятий, необходимых для ее реализации;

г) предварительную оценку эффективности реализации программы, внедрения результатов и инновационных разработок;

д) предполагаемые объемы и источники финансирования, в том числе внебюджетные, сроки разработки и реализации программы;

е) технико-экономическое обоснование инвестиций, необходимых для реализации программы;

ж) информацию об инициаторе разработки программы;

з) информацию о предполагаемых участниках программы с подтверждающими письмами от таких участников.

9. Структурное подразделение Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы промышленного сотрудничества, в течение 1 месяца с даты поступления инициативы о разработке программы рассматривает указанную инициативу и в случае ее соответствия требованиям, указанным в пункте 8 настоящего Положения, направляет в правительства государств-членов для рассмотрения.

10. Правительства государств-членов по результатам рассмотрения инициативы о разработке программы не позднее 3 месяцев с даты ее получения представляют в Комиссию информацию о возможности и условиях участия в программе (включая сведения об участниках программы, в том числе национальных заказчиках, источниках и объемах финансирования мероприятий программы, согласованных в установленном порядке на национальном уровне).

Правительства государств-членов направляют в Комиссию предложения по корректировке инициативы о разработке программы (при необходимости), а в случае незаинтересованности в ней информируют об этом Комиссию.

11. Достаточным условием для продолжения подготовки и разработки программы является наличие подтверждения участия от 3 государств-членов.

12. Структурное подразделение Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы промышленного сотрудничества, направляет поступившую от правительств государств-членов информацию инициатору разработки программы.

Инициатор разработки программы после получения информации от правительств государств-членов о возможности и условиях участия в программе дорабатывает инициативу о разработке программы и направляет ее в Комиссию.

13. При соответствии инициативы о разработке программы требованиям, установленным настоящим разделом, Комиссия в установленном порядке представляет ее на рассмотрение Советом Комиссии.

14. Совет Комиссии принимает распоряжение о разработке программы и определении ответственного за реализацию программы.

III. Разработка проекта программы, рассмотрение

и утверждение программы

15. Ответственный за реализацию программы, определенный распоряжением Совета Комиссии, организует разработку программы и осуществляет ее согласование с национальными заказчиками-координаторами.

Расходы на разработку программы несут ответственный за реализацию программы и инициатор разработки программы за счет собственных и (или) привлеченных в установленном законодательством государств-членов порядке средств. При разработке проекта программы могут быть использованы результаты научно-исследовательских работ, проводимых в соответствии с планом научно-исследовательских работ, утверждаемым Коллегией Комиссии.

16. Ответственный за реализацию программы направляет в Комиссию согласованный с национальными заказчиками-координаторами и национальными заказчиками проект программы.

17. Проект программы должен включать в себя следующие разделы:

а) паспорт программы по форме согласно приложению к настоящему Положению;

б) содержание проблемы, обоснование актуальности и целесообразности разработки и реализации программы для решения определенных задач;

в) цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;

г) перечень подпрограмм, проектов и мероприятий с указанием сроков их реализации, ответственного за реализацию программы, национальных заказчиков-координаторов, национальных заказчиков, участников программы;

д) целевые индикаторы (показатели) оценки достижения целей и решения задач программы;

е) финансовое обеспечение (порядок финансирования, а также ресурсное обеспечение с указанием источников, в том числе внебюджетных, и объемов финансирования с распределением по подпрограммам, проектам, мероприятиям программы и по годам реализации программы). Мероприятия программы и очередность их проведения должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами финансирования (на весь период реализации программы);

ж) управление реализацией программы, а также механизм контроля за ее выполнением;

з) принципы и порядок распределения собственности, в том числе интеллектуальной, созданной в результате реализации программы;

и) ожидаемые результаты реализации программы;

к) оценка социально-экономических, экологических и иных последствий реализации программы;

л) методика оценки эффективности реализации программы.

18. К проекту программы прилагаются:

а) пояснительная записка с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованием инвестиций, необходимых для реализации программы, а также с соответствующими расчетами и обоснованиями объемов финансирования мероприятий программы;

б) результаты специализированных экспертиз (технических, экологических, медицинских и т.п.) в случае, если в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого осуществляются мероприятия и работы в рамках реализации программы, требуется их проведение;

в) копии гражданско-правовых договоров о финансировании разработки и реализации программы (при наличии);

г) письма о намерениях, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников (при необходимости);

д) документы, представленные правительствами государств-членов в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения;

е) подтверждающие письма от предполагаемых участников программы;

ж) копия распоряжения Совета Комиссии о разработке программы.

19. Комиссия в течение 1 месяца с даты поступления проекта программы рассматривает его и в случае соответствия настоящему Положению направляет в правительства государств-членов для рассмотрения, а в случае несоответствия - ответственному за реализацию программы для доработки. Срок такой доработки составляет не более 1 месяца с даты получения замечаний Комиссии.

20. Правительства государств-членов в течение 1 месяца с даты получения ими проекта программы в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения направляют в Комиссию свои замечания и предложения.

Комиссия в течение 1 недели со дня поступления замечаний и предложений правительств государств-членов по проекту программы направляет их ответственному за реализацию программы.

Ответственный за реализацию программы в течение 1 месяца с даты получения замечаний и предложений правительств государств-членов по проекту программы дорабатывает его и направляет в Комиссию.

Комиссия направляет доработанный проект программы в правительства государств-членов на согласование.

21. Согласованный правительствами государств-членов проект программы Комиссия в установленном порядке направляет для рассмотрения Евразийским межправительственным советом.

22. Решение об утверждении программы принимается Евразийским межправительственным советом.

23. В случае если по истечении 2 лет с даты вступления в силу распоряжения Совета Комиссии о разработке программы проект программы не был представлен в Комиссию в соответствии с пунктами 16 - 18 настоящего Положения, структурное подразделение Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы промышленного сотрудничества, в целях решения возникших проблем организует совещание с участием ответственного за реализацию программы, национальных заказчиков-координаторов, национальных заказчиков, представителей Комиссии.

По итогам указанного совещания член Коллегии Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы промышленного сотрудничества, принимает решение о согласовании сроков решения возникших в процессе разработки программы проблем или об инициировании прекращения разработки программы.

Совет Комиссии принимает распоряжение о прекращении разработки программы.

IV. Реализация и мониторинг исполнения программы

24. Реализация программы осуществляется на основе гражданско-правовых договоров, заключаемых в установленном законодательством государств-членов порядке ответственным за реализацию программы, участниками программы, национальными заказчиками-координаторами, национальными заказчиками. Указанные договоры определяют права и обязанности сторон и регулируют их отношения.

25. В рамках контроля ответственный за реализацию программы ежегодно, до 1 апреля, направляет в Комиссию сводный годовой отчет о результатах реализации программы за предыдущий год, который содержит:

а) сведения о результатах реализации программы за отчетный год;

б) сведения об источниках и объемах финансирования программы в отчетном периоде с разбивкой по подпрограммам, проектам и мероприятиям, а также данные о целевом использовании средств, выделенных на финансирование программы, причинах неполного освоения финансовых средств, выводы и предложения о направлениях использования в следующем году образовавшихся остатков финансовых средств;

в) сведения о степени достижения значений целевых индикаторов (показателей), соответствии фактических расходов утвержденным расходам, наличии незавершенных работ, их объемах и состоянии;

г) сведения о внедрении и эффективности инновационных разработок;

д) сведения о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения инновационных разработок;

е) оценку эффективности реализации программы в соответствии с определенной в программе методикой, включая расчеты;

ж) оценку социально-экономических, экологических и иных последствий реализации программы;

з) предложения о внесении изменений в программу (при необходимости).

26. Контроль за выполнением программы осуществляется в порядке, установленном программой, в соответствии со следующими этапами:

а) участники программы от каждого государства-члена составляют и направляют соответствующему национальному заказчику-координатору годовой отчет о выполнении, выполнении не в полном объеме или невыполнении (с указанием причин) мероприятий программы и сведения о достижении или недостижении целевых индикаторов (показателей) программы;

б) национальные заказчики-координаторы составляют и направляют ответственному за реализацию программы годовой отчет о выполнении, выполнении не в полном объеме или невыполнении (с указанием причин) мероприятий программы и сведения о достижении или недостижении целевых индикаторов (показателей) программы;

в) ответственный за реализацию программы на основании годовых отчетов национальных заказчиков-координаторов формирует сводный годовой отчет о результатах реализации программы за предыдущий год и направляет его в Комиссию;

г) Комиссия ежегодно в установленном порядке информирует Совет Комиссии или Евразийский межправительственный совет (при необходимости) о ходе реализации программ за прошедший год.

27. При необходимости ответственный за реализацию программы не позднее III квартала текущего года вносит в Комиссию предложение о внесении в программу изменений, в том числе о продлении срока ее реализации.

Обоснование продления срока реализации программы должно включать в себя сведения о результатах ее реализации за отчетный период, анализ причин, по которым программа, отдельные подпрограммы, проекты и (или) мероприятия не были реализованы в установленный срок, а также подтверждение актуальности нерешенных проблем и информацию об источниках и объемах финансирования реализации программы. Решение о продлении принимается Евразийским межправительственным советом.

28. Комиссия по согласованию с государствами-членами рассматривает предложение о внесении в программу изменений, в том числе о продлении срока реализации программы, и в установленном порядке представляет его для рассмотрения Евразийским межправительственным советом.

Срок реализации программы может продлеваться не более чем на 2 года, подпрограммы или проекта - в пределах продления срока реализации программы.

29. По итогам реализации программы ответственный за реализацию программы готовит итоговый отчет и представляет его в Комиссию для направления в правительства государств-членов для рассмотрения. Срок рассмотрения итогового отчета составляет не более 1 месяца. Согласованный правительствами государств-членов итоговый отчет Комиссия в установленном порядке представляет для рассмотрения Евразийским межправительственным советом.

V. Финансирование реализации программы

30. Финансирование реализации программы может осуществляться за счет бюджетных средств заинтересованных государств-членов и (или) внебюджетных средств. Порядок финансирования определяется в программе.

При финансировании реализации программы за счет бюджетных средств государств-членов каждое государство-член обеспечивает финансирование части программы в рамках реализации государственных программ в соответствии со своим законодательством.

При финансировании реализации программы за счет внебюджетных средств инициатор разработки программы представляет в Комиссию информацию о возможных вариантах финансирования и потенциальных инвесторах с приложением подтверждающих документов о намерении финансирования.

31. Источниками финансирования реализации программы могут быть внебюджетные средства (включая взносы организаций государственного и негосударственного секторов экономики).

Внебюджетными средствами могут быть средства, предусмотренные частным партнером для реализации проектов государственно-частного партнерства, собственные средства организаций, кредиты банков, средства инвесторов, средства лиц, заинтересованных в реализации программы или отдельных мероприятий программы, и т.п.

32. При участии в программе правительств заинтересованных государств-членов и (или) уполномоченных ими органов государственной власти источниками финансирования реализации программы наряду с внебюджетными источниками могут быть средства бюджетов таких государств-членов, предусмотренные на полное или частичное финансирование национальных частей совместных научно-исследовательских работ и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государств-членов, мероприятий в рамках государственных программ, а также инструменты государственной поддержки в соответствии с законодательством государств-членов.

33. Валюта, в которой будет осуществляться финансирование реализации мероприятий программы, определяется в программе.

34. Программы, финансируемые в рамках государственных программ, должны быть утверждены до 1 апреля года, предшествующего году, в котором эти программы будут финансироваться.

35. Обеспечение финансирования национальных частей программы за счет средств бюджетов заинтересованных государств-членов в объемах, установленных в утвержденной Евразийским межправительственным советом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения программе, является обязательным.

VI. Порядок досрочного прекращения реализации программы

36. Основаниями для досрочного прекращения реализации программы являются:

а) непредставление сводного годового отчета в Комиссию, предусмотренного пунктом 25 настоящего Положения;

б) прекращение финансирования программы.

37. В случае возникновения основания, предусмотренного подпунктом "а" пункта 36 настоящего Положения, член Коллегии Комиссии, в компетенцию которого входят вопросы промышленного сотрудничества, принимает решение об инициировании досрочного прекращения реализации программы.

38. В случае возникновения основания, предусмотренного подпунктом "б" пункта 36 настоящего Положения, ответственный за реализацию программы подготавливает мотивированное заключение о досрочном прекращении реализации программы, которое подлежит согласованию с национальными заказчиками-координаторами.

В случае согласования мотивированного заключения о досрочном прекращении реализации программы национальные заказчики-координаторы совместно с ответственным за реализацию программы формируют и направляют в Комиссию сводный итоговый доклад о досрочном прекращении программы с приложением к нему необходимых документов, информации и материалов, включая предложения, касающиеся прав владения, пользования и распоряжения объектами собственности (включая интеллектуальную собственность), созданными и (или) приобретенными за счет бюджетных и внебюджетных средств в ходе реализации программы, а также предложения о коммерциализации результатов, полученных в ходе реализации программы.

39. Комиссия представляет предложение о досрочном прекращении программы для рассмотрения Евразийским межправительственным советом.

Решение о досрочном прекращении программы принимается Евразийским межправительственным советом.

Приложение

к Положению о разработке

и реализации межгосударственных

программ в промышленной сфере

(форма)

ПАСПОРТ

программы

Наименование

Основание для разработки

Инициатор разработки

Ответственный за реализацию программы

Участники программы

Цель программы

Задачи программы

Целевые индикаторы (показатели)

Срок реализации

Мероприятия программы

Объемы и источники финансирования

Ожидаемые результаты реализации программы

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 118 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 22.11.2023 N 889>
"О внесении изменений в Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза"
"О внесении изменения в пункт 2 Решения Евразийского межправительственного совета от 10 апреля 2020 г. N 2"
"О начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на постоянной основе"
Ошибка на сайте