Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 05.11.2003 N ГКПИ03-1166

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 5 ноября 2003 г. N ГКПИ 03-1166

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Замуравкиной Е.Р. о признании недействующим п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила),

установил:

Замуравкина Елена Ренадовна обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Правил не соответствует требованиям Конституции РФ и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Полагает, что положениями указанного Федерального закона гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских учреждениях. Невключение времени выполнения педагогической деятельности в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате в специальный стаж создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии в сравнении с педагогами дополнительного образования, работающими во внешкольных учреждениях для детей, что является недопустимым.

Считает также, что Правительство РФ не наделено правом регулирования пенсионных отношений педагогических работников по своему усмотрению.

В судебном заседании заявительница Замуравкина Е.Р. и ее представитель Журавкина Т.В. заявленное требование поддержали, но при этом его уточнили и просили признать недействующим п. 3 Правил лишь в той части, в какой он не предусматривает возможности зачета в льготный стаж периодов работы в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате.

Представители Правительства РФ Тяпкина О.А., Секачева О.В., Цветкова И.С. и Бодунов А.В. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, указав на то, что оспариваемый пункт Правил требованиям пенсионного законодательства РФ и Конституции РФ не противоречит и охраняемых законом прав заявительницы не нарушает.

Выслушав объяснения заявительницы и ее представителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 во исполнение ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В связи с тем, что занимаемая заявительницей должность педагога дополнительного образования указана в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, а учреждение (школа-интернат) не указано в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, в зачете периода работы в указанном учреждении в льготный стаж ей было отказано.

По утверждению представителей Правительства РФ, заявительнице обоснованно отказано в зачете в льготный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате.

В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждение таких правил и списков соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций) отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Полагают, что утвержденные Правительством РФ списки и правила, в том числе и оспариваемый пункт 3, соответствуют требованиям пенсионного законодательства РФ.

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ, для признания недействующим оспариваемого пункта Правил не имеется.

Довод заявительницы о том, что оспариваемый в указанной части пункт Правил противоречит требованиям пенсионного законодательства РФ и неправомерно ставит в неравное положение педагогов дополнительного образования, осуществлявших свою деятельность в школах-интернатах, с такими же педагогами, работавшими во внешкольных учреждениях для детей, в вопросе досрочного назначения трудовой пенсии, не может быть признан обоснованным.

Согласно пп. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Указанным выше Постановлением Правительства РФ утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пунктом 3 данных Правил предусмотрены должности и учреждения, а также условия работы в них, при которых периоды работы засчитываются в льготный трудовой стаж.

Исходя из содержания указанного пункта Правил, как уже отмечалось выше, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в льготный стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Занимаемая заявительницей должность педагога дополнительного образования включена в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, а учреждение (школа-интернат) в пункт 2 раздела "Наименование учреждений" Списка не включено.

Из объяснений представителей Правительства РФ следует, что право на досрочное назначение пенсии за педагогами дополнительного образования предусмотрено оспариваемыми Правилами лишь в случае, если они осуществляли свою педагогическую деятельность во внешкольных учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Работа в этих учреждениях осуществляется по обязательной программе, отличается большей интенсивностью и педагоги несут ответственность за результаты своей деятельности.

Педагоги дополнительного образования, работающие в школьных учреждениях, проводят работу в кружках, посещение которых для детей не носит обязательного характера, и они не несут какой-либо ответственности за результаты этой работы.

Исходя из характера работы, интенсивности труда, ответственности за результаты деятельности педагогов дополнительного образования внешкольных учреждений, Правительство РФ правомерно в пределах своей компетенции предусмотрело возможность зачета им в льготный трудовой стаж периодов работы именно в этих учреждениях, что требованиям закона не противоречит.

Другие доводы, на которые заявительница и ее представитель ссылались в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Замуравкиной Е.Р. о признании недействующим пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Другие документы по теме
(ред. от 30.11.2016) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (вместе с "ТР ТС 031/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним")
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469>
"О внесении изменений в Программу по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным абзаца 2 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства"> (Извлечение)
Ошибка на сайте