Решение Верховного Суда РФ от 30.07.2009 N ГКПИ09-677
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2009 г. N ГКПИ09-677
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Александрове В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Родионова Игоря Николаевича о признании частично недействующими пунктов 3, 5, 14, 15, 21, 46, 66, 83, 85, 87, 89, 93 - 95, 148, 151, 152, 160 - 162 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, и пунктов 18, 23 приложения N 1 к Правилам,
установил:
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005 г., регистрационный номер 7161, официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" за 2005 год N 47.
Родионов И.Н., отбывающий по приговору суда наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими следующие нормы Правил:
- пункт 3 в части, предусматривающей обязательное участие оперативного работника при приеме осужденных в ИУ;
- пункт 5 в части, устанавливающей, что осужденные подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи - досмотру;
- абзацы четвертый, пятый, одиннадцатый пункта 14 в части, обязывающей осужденных давать письменные объяснения, проходить медицинское освидетельствование, носить одежду с нарукавными знаками;
- абзацы пятый, восьмой, девятый, двенадцатый, четырнадцатый, двадцать второй пункта 15 в части, запрещающей продавать, покупать в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании; играть с целью извлечения материальной или иной выгоды; наносить себе и другим лицам татуировки; без разрешения администрации вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет и журналов; иметь на объектах работы продукты питания, телевизионные приемники и радиоприемники; проводить забастовки;
- пункт 21, устанавливающий обязанность начальника исправительного учреждения приказом утверждать распорядок дня, разработанный на основе примерного (приложение N 4 к Правилам), который доводится до сведения персонала и осужденных;
- пункт 46 в части, предусматривающей уничтожение по решению начальника ИУ изъятых у осужденных запрещенных вещей;
- пункт 66, распространяющий действие пункта 53 главы XII данных Правил на предложения, заявления и жалобы осужденных, изложенные в письменном виде;
- пункт 83 в части, разрешающей свидания осужденных с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, только при условии, если они проводятся продолжительностью до 4 часов и лишь в часы от подъема до отбоя;
- пункт 85, устанавливающий, что телефонный разговор предоставляется по письменному заявлению осужденного, в котором указывается адрес, номер телефона абонента и продолжительность разговора, не превышающая 15 минут;
- пункт 87, регулирующий, что реализация права на телефонные разговоры осуществляется, как правило, в нерабочее время в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях учреждений, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых переговоров;
- пункт 89 в части, разрешающей телефонный разговор осужденным при исключительных обстоятельствах (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье, и др.);
- пункт 93, определяющий, что вскрытие и досмотр содержимого посылок, передач или бандеролей производятся сотрудниками ИУ в присутствии адресатов. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются и по ним принимается решение в соответствии с главой XI данных Правил. Содержащиеся в передачах запрещенные вещи возвращаются передающему их лицу с указанием причин возврата;
- пункт 94, предусматривающий проведение проверки в установленном порядке по фактам изъятия из посылок, передач и бандеролей запрещенных вещей, которые могли быть использованы осужденными в преступных целях;
- пункт 95 в части, определяющей регистрацию перечня вложения посылок, передач и бандеролей;
- пункты 148 и 151 в части, запрещающей осужденным брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания;
- пункт 152, запрещающий курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор (для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований);
- пункт 160, предписывающий держать руки за спиной осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах, при передвижении за пределами камер;
- пункт 161, возлагающий поочередно на каждого осужденного дежурство в камерах штрафных изоляторов, помещениях камерного типа, ЕПКТ;
- пункт 162 в части, обязывающей дежурного по камере: следить за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имущества; получать для осужденных посуду, инвентарь для уборки камеры и сдавать их; следить за чистотой в камере; производить уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора; мыть бачок для питьевой воды;
- приложение N 1 к Правилам, в котором содержится перечень вещей и предметов, продуктов питания, запрещающий осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в частности: фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры (пункт 18); фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелевые стержни (за исключением синего и черного цветов) (пункт 23).
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые нормативные положения противоречат нормам, закрепленным в международных правовых актах, Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
Родионов И.Н. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Чобанян А.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ делегировано право утверждать обязательные для осужденных режимные требования Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, оспариваемые нормы не ограничивают права осужденных.
Обсудив доводы заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Все оспариваемые положения Правил основаны на нормах федерального закона и не противоречат им.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4); делегирует полномочия утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82).
В соответствии с предоставленными полномочиями Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующие и конкретизирующие соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2).
Согласно части 1 статьи 79 УИК РФ прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения осуществляется администрацией указанных учреждений в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) в пункте 8 статьи 13 предоставил право оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Эти полномочия определяются не только федеральными законами, но и подзаконными нормативными правовыми актами.
Правилами определено, что прием осужденных в ИУ осуществляется комиссионно, с обязательным участием оперативного дежурного (в тюрьме - дежурного помощника начальника тюрьмы), оперативного работника и работника медицинской части учреждения (пункт 3). Оперативный работник при приеме осужденного проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным (пункт 4).
Следовательно, довод заявителя о незаконности приема осужденных в исправительном учреждении оперативным работником необоснован.
Пункт 5 Правил, устанавливающий проведение обыска осужденных, прибывших в ИУ, и досмотра принадлежащих им вещей, соответствует статье 82 УИК РФ, согласно которой осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными (часть 5); проведение личных обысков осужденных и досмотра вещей производится в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации, и соответствующего Приказа Министерства юстиции Российской Федерации (часть 7).
Абзац четвертый пункта 14 Правил, обязывающий осужденного давать письменные объяснения, не противоречит статье 51 Конституции Российской Федерации, освобождающей лицо от обязанности давать показания, которые могут ухудшить положение его самого или его близких родственников либо привести к разглашению доверенной ему охраняемой законом тайны, т.е. наделяет это лицо свидетельским иммунитетом. Оспариваемое положение не устанавливает обязанность осужденных давать свидетельские показания, а предписывает дать объяснения по вопросам исполнения требований приговора, что соответствует части 5 статьи 11 УИК РФ.
Утверждение заявителя о несоответствии абзаца пятого пункта 14 Правил, обязывающего осужденных проходить медицинское освидетельствование, положениям КоАП РФ ошибочно. Данный Кодекс не регулирует вопросы, касающиеся лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Медицинские осмотры и необходимое обследование проводится с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 6 статьи 12 УИК РФ).
Обязанность осужденных носить на одежде установленного образца нарукавные знаки, предусмотренная абзацем одиннадцатым пункта 14 Правил, не нарушает положения Конституции Российской Федерации.
Наличие нарукавных знаков на одежде не является обращением, не изменяет характер этой одежды на оскорбительный или унижающий, поскольку на нарукавном знаке указываются лишь надпись "Бригадир", "Мастер", что обусловлено производственной необходимостью. Согласно разъяснениям Европейского суда и Комиссии по правам человека в понятие "унижающие человеческое достоинство обращение или наказание" включается обращение и наказание такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить ее или сломить физическое и моральное сопротивление.
Следовательно, обязанность осужденных носить на одежде установленного образца нарукавные знаки не может расцениваться как обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство.
Абзац пятый пункта 15 Правил, запрещающий продавать, покупать в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании, по своему содержанию направлен на защиту прав и законных интересов осужденных, обеспечение их безопасности и соблюдения установленного режима в исправительных учреждениях, не позволяет одним осужденным безнаказанно присваивать принадлежащие другим осужденным продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании, унижать их права и законные интересы.
Согласно статье 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов, зачисляемых на их лицевые счета (часть 1); средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (часть 2).
Статья 90 УИК РФ определяет основания получения осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки (часть 1).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что федеральный законодатель не допускает приобретение осужденными к лишению свободы предметов первой необходимости и продуктов в пользу других осужденных, что не позволяет осужденным отрицательной направленности безнаказанно присваивать принадлежащие другим осужденным продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании, унижать их права и законные интересы.
Абзацами восьмым и девятым пункта 15 Правил установлен запрет осужденным играть с целью извлечения материальной или иной выгоды, а также наносить себе и другим лицам татуировки.
Статья 82 УИК РФ запрещает осужденным иметь при себе деньги, ценные бумаги и иные ценности, это исключает возможность получения материальной или иной выгоды путем, не предусмотренным законом, в частности в результате игры (части 8 - 10).
Процесс нанесения татуировок заключается в механическом повреждении кожных покровов. Проводимая лицами, не обладающими медицинским образованием, процедура может привести к различным видам опасных заболеваний, что нарушает право осужденных на охрану здоровья, закрепленное в части 6 статьи 12 УИК РФ.
Положение абзаца двенадцатого пункта 15 Правил не носит безусловного запрета и не ограничивает прав осужденных приобретать литературу в порядке и количестве, предусмотренном статьей 95 УИК РФ. Вывешивание без разрешения администрации фотографий, репродукций, открыток, вырезок из газет и журналов на стенах, тумбочках и кроватях может привести к конфликтам, ущемлению прав осужденных, которые имеют свое представление о красоте и эстетике, а также политическое и социальное мировоззрение.
По своему содержанию абзац четырнадцатый пункта 15 Правил, запрещающий иметь на объектах работы продукты питания, телевизионные приемники и радиоприемники, направлен на организацию труда и отдыха осужденных. В соответствии с установленным на основании статьи 82 УИК РФ режимом в каждом отряде организовано место для хранения и потребления продуктов питания, где осужденные в свободное от работы время в период от подъема до отбоя могут их употреблять. На объектах работы размещение таких мест не предусмотрено. Кроме того, трудовым законодательством не определено иное время приема пищи, кроме обеденного перерыва.
Статья 94 УИК РФ разрешает осужденным или группам осужденных приобретать телевизионные приемники и радиоприемники. При этом в соответствии с примечанием 5 к приложению N 1 Правил телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией. Такими местами, как правило, являются комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха и т.п.
Названная статья также гарантирует получение текущей информации посредством прослушивания осужденными радиопередач. Однако такое разрешение распространяется на свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного сна (часть 2 статьи 94). Следовательно, запрет осужденным иметь на объектах работы продукты питания, телевизионные приемники и радиоприемники не противоречит действующему законодательству.
Абзац двадцать второй пункта 15 Правил запрещает осужденным проводить забастовки, что соответствует Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, согласно которому каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений; злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются отказ от работы или прекращение работы, организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них, что также может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (части 1, 6 статьи 103, часть 1 статьи 116).
Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на которую ссылается заявитель, прав осужденных проводить забастовку не устанавливает.
Пункт 21 Правил возлагает на начальника исправительного учреждения обязанность утверждать своим приказом распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка, который доводится до сведения персонала и осужденных. Данная норма корреспондируется с частью 3 статьи 82 УИК РФ, определяющей право Минюста России регламентировать и конкретизировать соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений. Необходимость обеспечения режимных требований вытекает и из пункта 19 Правил, предусматривающего, что в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.
Согласно части 9 статьи 82 УИК РФ обнаруженные у осужденных запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.
Положение об уничтожении по решению начальника исправительного учреждения изъятых у осужденных запрещенных вещей, закрепленное в пункте 46 Правил, соответствует приведенной норме и не нарушает прав собственности заявителя.
Пункт 66 Правил, распространяющий на предложения, заявления и жалобы, изложенные в письменном виде, действие пункта 53 главы XII данных Правил, допускающего цензуру в отношении получаемой и отправляемой осужденными корреспонденции, соответствует части 2 статьи 91 УИК РФ.
Предписание пункта 83 Правил, разрешающее свидания осужденных с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, только при условии, если они проводятся продолжительностью до 4 часов и лишь в часы от подъема до отбоя, не противоречит части 4 статьи 89 УИК РФ, предусматривающей предоставление осужденным свидания с указанными лицами продолжительностью до четырех часов.
Кроме того, для осужденных предусмотрен восьмичасовой непрерывный сон, обеспечение этого права является обязанностью администрации исправительного учреждения.
Пункты 85 и 87 Правил, предусматривающие, что предоставление телефонного разговора продолжительностью, не превышающей 15 минут, производится по письменному заявлению осужденного, в котором указывается адрес, номер телефона абонента; реализация права на телефонные разговоры осуществляется, как правило, в нерабочее время в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях учреждений, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых переговоров, фактически воспроизводят положения частей 1 и 5 статьи 92 УИК РФ.
Из содержания статьи 103 УИК РФ следует, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться, создание условий труда и осуществление контроля над трудовой деятельностью осужденных является обязанностью администрации исправительного учреждения. Следовательно, право на телефонный разговор осужденный может реализовать только в свободное от работы время.
Статьей 92 в части 3 установлено, что осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах. Оспариваемая часть пункта 89 Правил лишь конкретизирует данную норму, перечисляя исключительные личные обстоятельства: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье, и др.
Установленный порядок приема и получения осужденными посылок, передач и бандеролей, а также их досмотра и изъятия обнаруженных запрещенных вещей, предусмотренный пунктами 93, 94 Правил, соответствует частям 4 и 5 статьи 90 УИК РФ, определяющим, что передачи, посылки и бандероли подвергаются досмотру; порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации, которое определило указанный порядок в оспариваемых Правилах.
Содержащееся в пункте 95 Правил требование регистрировать перечень и вес вложения посылок, передач и бандеролей в специальном журнале производится для сохранности вложений и получения их адресатом в полном объеме. При получении посылок, передач и бандеролей осужденный составляет расписку о получении всех вложений.
Пункты 148 и 151 Правил, запрещающие осужденным брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания, соответствуют УИК РФ, устанавливающему в части 1 статьи 118 для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и переведенных в порядке дисциплинарного взыскания в штрафные изоляторы и помещения камерного типа, ограничения, в том числе на приобретение продуктов питания.
Запрет на курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор, предусмотренный пунктом 152 Правил, имеет своей целью обеспечение пожарной безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований и не нарушает прав заявителя, поскольку курение табака не является охраняемым законом правом осужденного.
Кроме того, водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор является мерой взыскания, применяемой к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания и условия содержания в штрафных изоляторах взыскания предполагают дополнительную изоляцию осужденных, ограничение конкретных прав, усиление в отношении их режимных требований (часть 1 статьи 118 УИК РФ).
Предписание пункта 160 Правил держать руки за спиной осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах, при передвижении за пределами камер не нарушает прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Водворение осужденных в штрафной изолятор относится к наиболее суровым видам дисциплинарных наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, приносящих дополнительные лишения за дисциплинарные проступки, совершенные в местах отбывания наказания. К такому ограничению относится и обязанность определенных категорий осужденных при передвижении за пределами камер держать руки за спиной.
Требование, предъявляемое пунктом 161 Правил, к осужденным поочередно дежурить в камерах штрафных изоляторов, помещениях камерного типа, ЕПКТ, и перечисленные в пункте 162 Правил обязанности дежурного по камере являются законными.
Обязанность дежурить и выполнять в связи с этим ряд функций необходима для обеспечения порядка пребывания в камере, предусмотренного частью 1 статьи 11 УИК РФ, согласно которой осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.
Очередность дежурства устанавливается для обеспечения равного положения осужденных, содержащихся в камерах.
Пункты 18 и 23 приложения N 1 к Правилам, включающие в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры фломастеры, маркеры, чернила, тушь, шариковые и гелевые стержни (за исключением синего и черного цветов), основаны на части 8 статьи 82 УИК РФ.
Исходя из изложенного, доводы заявителя о нарушении оспариваемыми положениями требований норм международного права и действующего законодательства об унижении человеческого достоинства лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и ущемлении их прав не соответствуют действительности.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Родионова Игоря Николаевича о признании частично недействующими пунктов 3, 5, 14, 15, 21, 46, 66, 83, 85, 87, 89, 93 - 95, 148, 151, 152, 160 - 162 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, и пунктов 18, 23 приложения N 1 к Правилам - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА