Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 29.02.2024 N АКПИ23-1100

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 февраля 2024 г. N АКПИ23-1100

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТеплоОгнеСпецКомплект" о признании частично недействующим письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 29 марта 2022 г. N ФС-КС-7/8385,

установил:

29 марта 2022 г. Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее также - Россельхознадзор, Служба) на имя руководителей территориальных управлений Россельхознадзора направлено письмо N ФС-КС-7/8385 (далее также - Письмо), в соответствии с которым отменяются временные ограничения на ввоз не восприимчивых к ящуру диких, зоопарковых и цирковых животных (животные отряда хищных, птиц, рептилий, амфибий и гидробионтов) (абзац первый).

Согласно абзацу второму Письма ограничения Россельхознадзора от 20 января 2016 г. N ФС-ЕН-8/634 и от 14 июня 2018 г. N ФС-КС-7/14366 не распространяются на продукцию, происходящую из третьих стран, но следующую из Республики Армения в Российскую Федерацию, с учетом эпизоотических ограничений, введенных Россельхознадзором в отношении третьих странах.

В абзаце третьем Письма указано, что при ввозе животных и товаров обязательным условием следует считать приложение копии ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны происхождения, подтверждающего эпизоотическое благополучие и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении.

В абзаце четвертом Письма Россельхознадзор обязал руководителей территориальных управлений Россельхознадзора довести данную информацию до сведения руководителей органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации, а также всех заинтересованных организаций и лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоОгнеСпецКомплект" (далее также - ООО "ТОСК", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Письма в части установления обязательного условия при ввозе животных и товаров прилагать копию ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны происхождения, ссылаясь на то, что Письмо издано Россельхознадзором с превышением полномочий, по своему содержанию является нормативным правовым актом, однако не было зарегистрировано и опубликовано в установленном порядке.

По мнению административного истца, Письмо противоречит Положению о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Положение о едином порядке), которое не предусматривает обязанность по предоставлению ветеринарного сертификата страны происхождения товара, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что 13 октября 2022 г. между ООО "ТОСК" (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Эм Ди Си" (поставщик), зарегистрированным на территории Республики Армения, был заключен договор поставки кормов для домашних животных, во исполнение которого поставщик направил транспорт с товаром. По прибытии на территорию пограничного контрольного ветеринарного пункта "Верхний Ларс" транспорт с товаром был подвергнут проверке со стороны Северо-Кавказского Межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по результатам которой составлен акт о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору от 18 января 2023 г. N 2243909, ввоз товара запрещен, а сам товар подлежал возврату в связи с непредоставлением экспортером ветеринарного сертификата страны происхождения, подтверждающего эпизоотическое благополучие и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении, а также разрешения на ввоз товара. Данное решение было оспорено Обществом в Арбитражном суде Ставропольского края, который в удовлетворении заявленных требований отказал, сославшись при этом на оспариваемое письмо.

В письменных возражениях Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее также - Минсельхоз России) указали, что Письмо издано в пределах предоставленных Россельхознадзору полномочий, оспариваемое положение Письма соответствует действующему законодательству в области ветеринарии, нормам международного права, не нарушает прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных объяснениях выразило позицию, что Письмо не содержит новых правовых норм, его содержание соответствует нормам международного права.

В судебном заседании представитель административного истца Н. поддержал заявленное требование.

Представители Минсельхоза России К.Л.А., Россельхознадзора Ж.А.В. и Б. не признали административный иск.

Заинтересованное лицо Минюст России письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав объяснения представителя административного истца Н., возражения представителей Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ж.А.В. и Б., представителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации К.Л.А., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив наличие у оспариваемого акта нормативных свойств и его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 (далее - Положение N 327), Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы с привлечением уполномоченных и подведомственных ей организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 327).

Подпунктами 5.1.1, 5.2(1).30, 5.2.4, 5.11 пункта 5 Положения N 327 Россельхознадзору предоставлены полномочия осуществлять: федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции; функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации в установленной сфере деятельности; выдает разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с целью реализации полномочий имеет право давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы (пункты 6.2 и 6.5 Положения N 327).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет выдачу разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории поднадзорных грузов, представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами по вопросам обеспечения здоровья животных, безопасности сырья и продукции животного происхождения и кормов для животных (абзац пятый подпункта "в" и подпункт "е" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору").

Таким образом, оспариваемое административным истцом в части Письмо издано Россельхознадзором в целях реализации предоставленных ему контрольно-надзорных полномочий в сфере федерального государственного ветеринарного надзора.

Россельхознадзором Письмо направлено территориальным органам, а также размещено на официальном сайте указанной службы в сети "Интернет" (www.fsvps.gov.ru).

Согласно требованиям пункта 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Между тем подобного основания по настоящему делу не имеется.

Условие на ввоз, установленное Письмом, является актом правоприменения в рамках международных договоров со стороны одного государства-члена договора (Российской Федерации) по отношению к другим государствам-членам этого договора в рамках межгосударственных отношений.

Письмо издано в целях реализации межгосударственных (международных) отношений, носит информационный характер, представляет соответствующую информацию о позиции Российской Федерации конкретно определенному кругу субъектов отношений, то есть территориальным органам Россельхознадзора и Федеральной таможенной службы, в частности о необходимости прилагать копию ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны происхождения, подтверждающего эпизоотическое благополучие и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении.

Доводы административного истца о том, что Письмо не отвечает Положению о едином порядке лишены правовых оснований.

Вопросы ветеринарной сертификации и ветеринарного контроля при ввозе продукции в страну регулируются ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами, в частности, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее также - Договор о ЕАЭС, ЕАЭС, Союз), актами Комиссии ЕАЭС, Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации (далее также - ВТО), Кодексом здоровья наземных животных Международного эпизоотического бюро и другими международными договорами и актами.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценной и безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. К основным задачам ветеринарии в Российской Федерации, осуществляемым федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности, относится в том числе охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 8 Закона о ветеринарии предметом федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) является, кроме прочего, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области ветеринарии, установленных международными договорами Российской Федерации в сфере ветеринарии, актами, составляющими право ЕАЭС, данным законом, Федеральным законом от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", при производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации и (или) обороте подконтрольных товаров.

Частью первой статьи 14 Закона о ветеринарии предусмотрено, что к ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукция животного происхождения, полученная от здоровых животных, корма, кормовые добавки и лекарственные средства для животных из благополучных в отношении заразных болезней животных иностранных государств с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Статьей 29 Договора о ЕАЭС установлено, что государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения в случае, если такие ограничения необходимы (пункт 1); оборот отдельных категорий товаров может быть ограничен по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 29 Договора (пункт 3).

Порядок осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специализированных пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и случаев, когда проводится досмотр товаров) определяется Правительством Российской Федерации (часть шестая статьи 14 Закона о ветеринарии).

Правилами осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 501 (далее - Правила осуществления контроля), определен порядок осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение комиссии N 317) и статьей 8 Закона о ветеринарии (пункт 1).

В силу пункта 9 Правил осуществления контроля при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 3 - 5 названных правил, а также в случае введения запрета Россельхознадзором на ввоз подконтрольных товаров должностное лицо таможенного органа принимает решение о запрете их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также уведомляет перевозчика о принятом решении в письменной форме согласно приложениям N 5 и 6 к Положению о едином порядке.

Пунктом 16 Правил осуществления контроля закреплено, что по результатам проведенного федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) подконтрольных товаров, указанных в пункте 10 этих правил, должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору принимается решение о пропуске, приостановке движения, запрете ввоза, транзита или возврате подконтрольных товаров.

Требования Положения о едином порядке применяются в отношении товаров, указанных в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному (контролю) надзору, утвержденном Решением комиссии N 317 (далее - Единый перечень товаров). Названное положение устанавливает порядок осуществления контроля государственными органами и учреждениями государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющими деятельность в области ветеринарии (далее соответственно - уполномоченные органы государств-членов, государства-члены, Союз), за подконтрольными товарами на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза в целях недопущения ввоза на таможенную территорию Союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров (пункт 1.2).

В свою очередь, пунктом 3.7 Положения о едином порядке предусмотрено, что подконтрольные товары при ввозе, вывозе, транзите, а также при перемещении внутри Союза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, оформленными на бумажном бланке или в электронном виде, если это предусмотрено Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями. Ветеринарные сертификаты выдаются должностными лицами уполномоченных органов государств-членов или государственными (официальными) ветеринарными врачами стран-экспортеров.

Согласно пунктам 3.14, 3.15 Положения о едином порядке при ввозе, вывозе и транзите в отношении подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля: документарный, физический, лабораторный. По результатам осуществления указанных видов контроля должностным лицом пограничного контрольного ветеринарного пункта принимается одно из следующих решений в отношении подконтрольных товаров: о пропуске; о приостановке движения; о запрете ввоза; о возврате.

В пункте 6.3 Положения о едином порядке установлено, что каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения на ввоз, указанного в пункте 6.1 данного положения, и (или) ветеринарного сертификата, оформленного на бумажном бланке или в электронном виде, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара, если это предусмотрено Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее также - Единые ветеринарные требования).

Продукты, используемые для кормления животных (корм для кошек и собак), включенный в Единый перечень товаров.

В соответствии с абзацем первым Единых ветеринарных требований эти требования разработаны в целях недопущения возникновения, ввоза и распространения на таможенной территории Евразийского экономического союза возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении.

Главой 37 Единых ветеринарных требований закреплено, что к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещению между государствами-членами допускаются кормовые добавки для кошек и собак, а также готовые корма для кошек и собак, прошедшие термическую обработку и полученные на предприятиях (абзац первый); готовые корма для кошек и собак, прошедшие термическую обработку, должны быть получены из сырья, происходящего с административных территорий, свободных от заразных болезней животных и птиц (абзац второй).

Согласно статье 1 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан в г. Минске 19 мая 2011 г., ратифицирован Федеральным законом от 19 октября 2011 г. N 282-ФЗ) с даты присоединения любой из Сторон к Всемирной торговой организации (далее также - ВТО) положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.

Следовательно, к отношениям по ветеринарной сертификации и оформлению ветеринарных сертификатов также применяются положения договоров, заключенных в рамках Всемирной торговой организации, санитарных и фитосанитарных мер и Международного эпизоотического бюро в порядке, определенном Договором о Союзе.

В силу пункта 2 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС и пункта 2.1.3 Положения о едином порядке "ветеринарный сертификат" представляет собой документ, выдаваемый уполномоченным органом в области ветеринарии или компетентным органом третьей страны на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары, подлежащие ввозу, перемещению (перевозке), и удостоверяющий их безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и (или) благополучие административных территорий мест производства этих товаров по заразным болезням животных (эпизоотическое благополучие), в том числе болезням, общим для человека и животных.

Положением о едином порядке установлено, что эпизоотическое состояние (ситуация) - это ветеринарно-санитарная обстановка на определенной территории в конкретно указанное время, характеризующееся наличием болезней животных, их распространением и уровнем заболеваемости (пункт 2.1.9); эпизоотическое благополучие - это отсутствие в популяции животных на определенной территории заразных болезней животных, доказанное по результатам ветеринарного контроля (надзора) (пункт 2.1.15).

Согласно Общим положениям Единых ветеринарных требований подконтрольные товары перевозятся с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении ветеринарного сертификата, выдаваемого уполномоченными органами государств-членов по единым формам, утвержденным Евразийской экономической комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 607 "О формах Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольные товары из третьих стран" (далее - Решение N 607) утверждены формы Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольные товары из третьих стран. В утвержденной Решением N 607 форме ветеринарного сертификата на экспортируемые на таможенную территорию ЕАЭС кормовые добавки для кошек и собак, а также готовые корма для кошек и собак, прошедших термическую обработку (Форма N 36) указывается, что подписавший этот ветеринарный сертификат государственный/официальный ветеринарный врач удостоверяет, что экспортируемые на таможенную территорию Евразийского экономического союза кормовые добавки для кошек и собак, а также готовые корма для кошек и собак, прошедшие термическую обработку, произведены на предприятиях, находящихся под контролем компетентной ветеринарной службы страны-экспортера, и получены из сырья, происходящего из хозяйств или административных территорий, свободных от заразных болезней животных и птиц.

Таким образом, основное назначение ветеринарного сертификата - это удостоверение безопасности товаров в ветеринарно-санитарном отношении и (или) благополучия административных территорий мест производства (происхождения) таких товаров.

Анализ содержания Письма позволяет сделать вывод, что положений, сформулированных в виде правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, оно не содержит, носит информационный характер об условиях на ввоз подконтрольных товаров.

При этом изложенные в Письме разъяснения не изменяют и не дополняют действующее законодательство, а воспроизведенные в Письме разъяснения в изложенной интерпретации соответствуют действительному смыслу разъясняемых нормативных положений и не устанавливают общеобязательные правила.

Не являясь по своей правовой природе нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы, обязанности человека и гражданина, Письмо не подлежало государственной регистрации по Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, его издание не требовало официального опубликования в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

По приведенным выше мотивам Письмо не подлежит признанию не действующим по результатам проверки его содержания, поскольку оно не обладает нормативными свойствами и не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные правоотношения, отличного от требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и актов, составляющих право Союза.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТеплоОгнеСпецКомплект" о признании частично недействующим письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 29 марта 2022 г. N ФС-КС-7/8385 отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

Другие документы по теме
"О перечне продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 4 требований к дополнительной маркировке транспортных средств, порядка ее нанесения и применения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2019 N 1653>
"О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011)"
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 3.4.5 и 4.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>
Ошибка на сайте