Решение Верховного Суда РФ от 07.06.2011 N ГКПИ11-526
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2011 г. N ГКПИ11-526
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. о признании недействующими пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328,
установил:
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), содержащий следующие нормы:
- проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично без ограничения числа поездок и маршрутов следования (пункт 5.1);
- бесплатный проезд осуществляется на основании проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке (пункт 5.2);
- выдаваемые гражданам безденежные проездные документы (билеты) для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения не подлежат передаче другим лицам, не обмениваются. Указанные билеты недействительны без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд, а также справки, выданной Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 5.3);
- гражданам при проезде на железнодорожном транспорте пригородного сообщения следует иметь безденежные проездные документы (билеты), сохранять их до окончания поездки и выхода с пассажирской платформы, предъявлять при проведении контроля в поездах, а также в пунктах отправления и назначения работникам контролирующих органов (пункт 5.4).
О., ветеран Великой Отечественной войны, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 Порядка в части процедуры оформления проездных документов для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения недействующими, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нарушают его право на получение льготы в виде бесплатного проезда на пригородном междугородном транспорте, поскольку вынуждают ежедневно приобретать в кассах вокзалов бесплатные билеты для проезда на пригородном железнодорожном транспорте, что противоречит статьям 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ), статьям 2, 8, 9, 13, 22, 26 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В судебное заседание О. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации М., Е. и Министерства юстиции Российской Федерации К. возражали против удовлетворения заявления О., ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не нарушают права граждан, действующему законодательству не противоречат.
Выслушав представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ закреплено право участников Великой Отечественной войны на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в т.ч. на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (пункт 2 часть 1 статьи 6.1, пункт 2 часть 1 статьи 6.2). При этом данный Закон не определяет порядок предоставления гражданам социальных услуг, предоставив это право федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (часть 5 статьи 6.3). Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации согласно пункту 1 Положения о Министерстве, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321.
Во исполнение указанного положения Федерального закона Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 29 декабря 2004 г. N 328, которым утвержден оспариваемый Порядок. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный N 6303 и опубликован в "Российской газете", 16 февраля 2005 г., N 31.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.
Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, предусмотрено, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами); пассажир обязан иметь проездной документ (билет) (статьи 2, 82).
Согласно статьям 14, 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ инвалиды войны и участники Великой Отечественной войны имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта.
Установленный оспариваемыми нормами порядок организации перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения, согласно которому бесплатный проезд осуществляется на основании безденежных проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке, не противоречит приведенным положениям федерального законодательства и не нарушает право льготных категорий населения на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.
Довод заявителя о том, что оспариваемые пункты Порядка противоречат статьям 2, 8, 9, 13, 22, 26 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, носит произвольный характер, т.к. этот нормативный правой акт имеет иной предмет правового регулирования и не распространяется на правоотношения по предоставлению отдельным категориям граждан набора социальных услуг.
В соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 4); Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании договора об оказании услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенного с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", направляет средства на предоставление гражданам бесплатного проезда путем оплаты счетов, представленных указанным акционерным обществом (пункт 23). При этом оплата по договору производится на основании данных фактического учета перевозок указанных категорий граждан и прогноза объемов этих перевозок на планируемый год исходя из их фактической стоимости (пункт 24).
Установление проезда льготных категорий граждан на основании безденежных проездных документов позволяет учитывать перевозки указанных категорий граждан для последующих расчетов по договору об оказании услуг по перевозке граждан.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление О. о признании недействующими пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА