Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2008 N ГКПИ08-525
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2008 г. N ГКПИ08-525
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышевой,
при секретаре Е.Ю. Гудковой,
с участием прокурора В.А. Кротова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующим пункта 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила).
Пунктом 1 приложения N 1 к Правилам N 847 установлена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 22 части первой статьи 14 базового Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1), подлежащая выплате в мае 2004 года (с учетом индексации) в размере 302,90 руб., с июня 2004 года в размере 330 руб.
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 приложения N 1 к Правилам в части установленных размеров компенсации в мае 2004 года 302,90 руб. и с июня 2004 года 330 руб. как рассчитанных без учета индексов роста величины прожиточного минимума в 2001, 2002 и 2003 годах, а применительно к выплатам, назначенным до 1 января 2001 г., и без учета их защиты от инфляции, имевшей место до 1 января 2001 г.
По мнению заявителя, пункт 1 приложения N 1 к Правилам нарушает его право на защиту от инфляции ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в условиях роста цен и повышения стоимости жизни, право на регулярность и стабильность индексации данной выплаты, являющейся частью возмещения вреда здоровью, что противоречит Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ГК РФ, Закону РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан" от 24 октября 1991 г. N 1799-1.
В судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Правительства Российской Федерации Демидов В.П. и Германова А.Л. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Правительство Российской Федерации, исчисляя проиндексированные размеры выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, действовало в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ, в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ. Оспариваемый пункт 1 приложения N 1 к Правилам не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (далее - Закон).
Частью первой статьи 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (в ред. от 24.11.1995), гарантирована ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (пункт 22).
Согласно части 3 статьи 5 Закона (в ред. от 24.11.1995) компенсации подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в статью 14 Закона были внесены изменения, и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров установлена в размере 300 рублей.
Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ в часть 3 статьи 5 Закона внесены изменения, согласно которым компенсации и иные выплаты гражданам, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ в часть 3 статьи 5 Закона внесены изменения, размеры компенсационных выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации, своими постановлениями начиная с 2004 года, ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (в ред. Федерального закона от 10.11.2004 N 136-ФЗ) прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на 2004 г. утвержден в размере 10 процентов.
В соответствии с вышеуказанными законодательными актами оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 2 Правил определено, что компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (за исключением ежемесячных компенсаций, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 указанного Закона), индексируются с 29 мая 2004 г. с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложениям N N 1 и 2.
В приложении N 1 к Правилам приведены размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащие индексации с 29 мая 2004 г.
Пункт 1 приложения N 1 не устанавливает самостоятельного правового регулирования. Размер компенсации, определенный пунктом 1 приложения N 1, представляет собой установленный федеральным законом базовый размер компенсации 300 руб. с применением коэффициента 1,1%, определенного в соответствии с индексом инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Таким образом, оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации установлены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на 2004 финансовый год 10% и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, частью 3 статьи 5 Закона РФ N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными законами не предусмотрено.
И как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 декабря 2007 г. N 879-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" постановления (в т.ч. N 847 от 29.12.2004), устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами не осуществляется.
В связи с чем доводы заявителя о том, что оспариваемый нормативный акт принят Правительством РФ с превышением полномочий, являются необоснованными.
Ссылки заявителя на несоответствие оспариваемой нормы статьям 318, 1091 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 29 ноября 2002 г.), статьям 1, 2 и 3 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан" (утратил силу с 1 января 2005 года), ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29 мая 2004 г.), пункту 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 г.), части 3 статьи 2 Закона РФ от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29 мая 2004 г.), не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные правовые нормы не действуют, утратили силу до принятия оспариваемого нормативного акта.
Не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя о том, что Правительством РФ неправомерно рассчитаны компенсации за 2004 год без учета индексов роста величины прожиточного минимума в 2001, 2002 и 2003 годах, а применительно к выплатам, назначенным до 1 января 2001 г., и без учета их защиты от инфляции, имевшей место до 1 января 2001 г.
Закон РФ от 26 апреля 2004 г., наделивший Правительство РФ такими полномочиями, вступил в силу 29 мая 2004 г. и только с этого времени Правительство РФ вправе определять порядок индексации.
Не противоречит оспариваемая норма и статьям 3 и 4 Закона, поскольку данные нормы Закона не регулируют размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона (п. 22 ч. 1 ст. 14 в ред. базового Закона). Закон не предусматривает придания обратной силы новому порядку индексации ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров.
Таким образом, оспариваемая заявителем норма основана на федеральном законе и не противоречит ему, издана высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции, не нарушает прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление В. о признании частично недействующим пункта 1 приложения N 1 к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА