Решение Верховного Суда РФ от 13.05.2021 N АКПИ21-173
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2021 г. N АКПИ21-173
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании недействующим абзаца седьмого подпункта "ж" пункта 6 Правил заполнения карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. N 533),
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. N 533 "Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения" определены Правила заполнения карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (далее - Правила), являющиеся приложением N 2 к названному приказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 20 октября 2015 г., регистрационный номер 39382, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2015 г.
Согласно абзацу седьмому подпункта "ж" пункта 6 Правил в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в подпункте 7.10 пункта 7 указываются в первой - девятой строках диагноз заболевания либо "здоров".
В., которому предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим абзац седьмой (ошибочно поименованный заявителем абзацем шестым) подпункта "ж" пункта 6 Правил, ссылаясь на его противоречие пункту 6 статьи 4, пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", подпункту "г" пункта 4, пунктам 18 и 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
По мнению административного истца, оспариваемое положение в части оценки представленных медицинских сведений о состоянии здоровья гражданина, подлежащего призыву на военную службу, обязывает врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указывать исключительно формулировку диагноза заболевания, без указаний на конкретные выявленные дефекты проведенных медицинских исследований и нарушения качества оказанной медицинской помощи, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы. Считает, что в рамках осуществления полномочий по контролю за обследованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу, военный комиссариат обязан выявлять нарушения качества оказанной подлежащему освидетельствованию гражданину медицинской помощи, при этом обязанность военного комиссариата по контролю за медицинским обследованием призывников носит обязательный и персональный характер, в связи с чем его результаты должны иметь явное отражение в учетных формах установленного образца, что оспариваемой нормой не предусмотрено.
В письменных возражениях Министерство обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России) и Минюст России указали, что нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Административный истец В. и его представитель К.А. в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились.
В судебном заседании представители Минобороны России Н. и К.Е., представитель Минюста России М. возражали против удовлетворения административного иска.
Обсудив доводы административного истца В. и его представителя К.А., выслушав возражения представителей Министерства обороны Российской Федерации Н. и К.Е., представителя Министерства юстиции Российской Федерации М., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно пункту 23 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, формы документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, а также правила их заполнения определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1082, определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, к полномочиям которого относится координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету; организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв и прием на военную службу; Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты (пункт 1, подпункты 30, 33 пункта 7, подпункт 1 пункта 8, подпункт 7 пункта 10).
Правила изданы компетентным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в порядке реализации пункта 23 Положения о военно-врачебной экспертизе. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Лишены правовых оснований доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного положения пункту 6 статьи 4, пункту 4 статьи 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", подпункту "г" пункта 4, пункту 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 статьи 26 которого призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу статьи 5.1 приведенного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункты 1, 2). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
При этом, исходя из положений пункта 4 названного положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования (далее также - обследование и освидетельствование). При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях определения годности к военной службе. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации". Указанные требования включают расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (пункт 20 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Пунктом 21 Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4, пунктом 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) в том числе участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Следовательно, на руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органах местного самоуправления, руководителях медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения лежит обязанность обеспечивать своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, а на соответствующих военных комиссариатах - осуществление контроля за своевременным завершением обследования граждан.
В системе действующего правового регулирования при наличии сомнений в годности призывника к военной службе он подлежит направлению на дополнительное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания, необходимого для заключения о его годности к военной службе по состоянию здоровья.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяя виды медицинских экспертиз, цели и порядок их проведения, отнес определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью) к целям проведения военно-врачебной экспертизы (пункт 2 части 1 статьи 61), а также закрепил полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривающего порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях в том числе порядка проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования указанных лиц (часть 2 статьи 61).
Таким образом, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", являясь базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяя правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности граждан, медицинских работников, гарантии реализации этих прав, компетенцию органов публичной власти и медицинских организаций в сфере охраны здоровья (статья 1), не регламентирует вопросы освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 3 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
При этом частью 7 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи.
Так, частью 1 статьи 87 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрены государственный, ведомственный и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Исходя из положений статей 88 - 90 поименованного федерального закона, пункта 4 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1152, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, ведомственный контроль - федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах и организациях, а внутренний контроль - организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Положением о военно-врачебной экспертизе не предусмотрено проведение экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Вопреки утверждению административного истца военный комиссариат не обладает полномочиями по осуществлению экспертизы качества медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводится обследование для определения состояния здоровья граждан при первоначальной постановке на военный учет, призыве на военную службу.
Несостоятелен и основан на неправильном толковании норм права довод административного истца о противоречии оспариваемой нормы пункту 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, предусматривающему, что по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи, поскольку, имея иной предмет правового регулирования, не устанавливает порядка заполнения карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Федерального закона или иного нормативного правового акта, устанавливающих правовое регулирование, вступающее в противоречие с оспариваемой нормой, не имеется.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления В. о признании недействующим абзаца седьмого подпункта "ж" пункта 6 Правил заполнения карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. N 533) отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ