Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 28.01.2011 N ГКПИ10-1558

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2011 г. N ГКПИ10-1558

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О.Р. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325",

установил:

во исполнение Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Положение устанавливает порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 внесены изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в соответствии с которыми абзац третий пункта 10 дополнен предложением следующего содержания: "При отсутствии этих документов у лица, прибывшего в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющего вида на жительство, в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации указываются дата (даты) регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и адрес (адреса) места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета - также дата (даты) снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации" (подпункт "а" пункта 1).

Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 157 от 25 августа 2009 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" N 34, 24 августа 2009 г.

Гражданка О.Р. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 в части требования об указании регистрации места жительства на территории Российской Федерации и адреса места жительства. Как указывает заявитель, она имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года и неоднократно обращалась в территориальный орган ФМС России с просьбой принять заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, но ей было отказано в приеме заявления на основании оспариваемых положений Указа. У нее нет регистрации места жительства на территории Российской Федерации или отметки о снятии с регистрации места жительства и поэтому она не может указать в графе 21 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации такую информацию. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации" и нарушают ее права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Представитель О.Р. по доверенности О.С. поддержал в суде заявленные требования.

Представитель Президента Российской Федерации по доверенности Г. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Президента Российской Федерации и не препятствуют реализации гражданами права на обращение с заявлением о приеме в российское гражданство.

Выслушав объяснения представителей заявителя, Президента Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" одним из условий приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке иностранных граждан и лиц без гражданства является их проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

В абзаце третьем пункта 10 Положения приводятся основные документы, которые могут подтвердить срок проживания на территории Российской Федерации. К ним относятся вид на жительство, а для лиц, прибывших на территорию Российской Федерации до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате регистрации либо свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи.

Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 абзац третий пункта 10 Положения дополнен требованием об указании в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации даты регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и адреса места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета - также даты снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Названное дополнение, указывающее на юридически значимые обстоятельства, которые могут быть установлены на основании любых допустимых доказательств, подтверждающих проживание на территории Российской Федерации, имеет правовое значение для такой категории граждан, как военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, у которых могут отсутствовать необходимые документы: паспорт гражданина СССР образца 1974 года, вид на жительство.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Президента Российской Федерации и не нарушают права иностранных граждан и лиц без гражданства на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, заявление О.Р. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление О.Р. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 950 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Другие документы по теме
<О признании недействительным пункта 4 Постановления Правительства РФ от 23.03.2001 N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников Международных организаций системы Организации Объединенных Наций">
<О признании недействующими абзаца 1 пункта 7.2 и абзаца 1 пункта 7.3 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82>
<О признании незаконным и не действующим письма Госналогслужбы РФ от 26.06.1998 N ВЗ-6-03/381 "О налоге на добавленную стоимость">
"О детализированном плане на 2015 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности"
Ошибка на сайте