Рейтинг@Mail.ru

Решение Коллегии МЧС России от 04.12.2019 N 8/II

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 4 декабря 2019 г. N 8/II

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АКТУАЛИЗИРОВАННОЙ РЕДАКЦИИ КОНЦЕПЦИИ

РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Решением коллегии МЧС России от 17 июня 2014 г. N 8/II утверждена Концепция радиационной, химической и биологической защиты (далее - Концепция), представляющая собой систему взглядов на деятельность по обеспечению и совершенствованию радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) защиты населения.

В рамках реализации Концепции сформирована необходимая нормативно-правовая база в области РХБ защиты населения, разработаны и приняты национальные стандарты и своды правил, разработана методика оценки основных показателей состояния РХБ защиты населения.

Создана сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, внедрены новые технологии и методики в области мониторинга радиационной, химической обстановки, определения наличия в окружающей среде аварийно химически опасных веществ и радиоактивных веществ, опасных биологических агентов.

В МЧС России органы управления и силы РХБ защиты активно оснащаются современными средствами индивидуальной защиты, специальной техникой и приборной базой, в том числе для проведения испытаний средств РХБ защиты.

Совершенствуется система подготовки органов управления и сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения в области РХБ защиты.

В связи с реализацией Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 645, и принятием иных документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности возникла необходимость пересмотра существующей Концепции радиационной, химической и биологической защиты и проведения ее актуализации.

Актуализированной редакцией Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (далее - актуализированная редакция Концепции) предусматривается выполнение комплекса мероприятий по развитию РХБ защиты населения, включающих актуализацию существующей нормативно-правовой базы, совершенствование деятельности органов управления и сил РХБ защиты населения, модернизацию технической и приборной базы сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацию комплексного мониторинга РХБ обстановки, повышение подготовленности населения в области РХБ защиты.

В рамках реализации мероприятий актуализированной редакции Концепции до 2025 года предполагается осуществить:

совершенствование нормативных правовых актов в данной области, в том числе разработку (уточнение) обязательных требований к продукции, относящейся к средствам РХБ защиты;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и созданию современных, конкурентоспособных технологий и средств РХБ защиты населения;

выработку и внедрение перспективных подходов к обеспечению населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

совершенствование системы подготовки населения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации РХБ характера.

В дальнейшем планируется выработка научно обоснованных предложений по формированию и реализации научно-технической политики в области создания и выпуска перспективных средств РХБ защиты населения в рамках совершенствования системы РХБ защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время.

Коллегия МЧС России, заслушав доклад директора Департамента гражданской обороны и защиты населения О.Л. Мануйло об утверждении актуализированной редакции Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения, решила:

1. Утвердить прилагаемую актуализированную редакцию Концепции.

2. Поручить Департаменту гражданской обороны и защиты населения в срок до 15 февраля 2020 г. разработать и в установленном порядке утвердить План мероприятий по реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения.

Министр

Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Утверждена

решением коллегии МЧС России

от 04.12.2019 N 8/II

КОНЦЕПЦИЯ

РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

I. Общие положения

1. При проведении анализа содержания документов стратегического планирования Российской Федерации возникла необходимость пересмотра существующей Концепции радиационной, химической и биологической защиты, утвержденной решением коллегии МЧС России от 17 июня 2014 г. N 8/II, и проведения ее актуализации.

2. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на деятельность по обеспечению национальной безопасности в рамках совершенствования радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

3. Концепцией определяются:

1) источники современных угроз радиационного, химического и биологического характера для населения Российской Федерации;

2) стратегические цели и задачи, основные направления деятельности и ее приоритеты в рамках Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;

3) механизмы реализации мер по защите национальных интересов по обеспечению радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, а также основные направления деятельности уполномоченных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

4. Настоящая Концепция развивает и конкретизирует основные положения по обеспечению защиты населения с учетом современных угроз радиационного, химического и биологического характера, содержащихся в:

1) Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

2) Указе Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 645 "О Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу";

3) Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696;

4) Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12;

5) Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585;

6) Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 97.

5. Концепция является основой для конструктивного взаимодействия в сфере радиационной, химической и биологической защиты населения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, институтов гражданского общества, а также граждан Российской Федерации.

6. Радиационная, химическая и биологическая защита населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий сил гражданской обороны и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение радиационной, химической и биологической защиты населения в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

7. Российская Федерация при обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты населения, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на решение следующих основных задач:

1) предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз радиационного, химического и биологического характера;

2) выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки как при угрозе, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

3) непосредственная защита населения от поражающих факторов радиационного, химического и биологического характера как в мирное, так и в военное время;

4) ликвидация чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера.

8. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

1) радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

2) радиационная защита населения - комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по предупреждению и ослаблению воздействия ионизирующих излучений на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных, состояние растений и окружающей среды;

3) химическая безопасность населения (далее - химическая безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызываемых поражающим воздействием опасных химических веществ на организм человека и окружающую среду;

4) химическая защита населения - комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия на население химического оружия противника в случае его применения в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, выбросов аварийно химически опасных веществ при авариях на химически опасных объектах, отравляющих и других опасных химических веществ в случае их применения при совершении диверсий и террористических актов;

5) биологическая безопасность населения (далее - биологическая безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызываемых опасными биологическими агентами;

6) биологическая защита населения - это комплекс административно-хозяйственных, режимно-ограничительных, специальных противоэпидемических и медицинских мероприятий по своевременному выявлению факторов заражения биологическими агентами, защите населения и территорий;

7) угроза радиационного, химического и биологического характера - прямая или косвенная возможность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в результате воздействия поражающих факторов радиационного, химического и биологического характера;

8) военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);

9) опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера - совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы;

10) сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения - совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации.

9. Правовую основу обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации составляют:

1) Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

3) Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";

4) Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

5) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

6) Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

7) Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 645 "О Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу";

8) Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу";

9) Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу";

10) Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976;

11) постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

12) постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации";

13) иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты муниципальных образований.

II. Оценка вероятных угроз радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и современного состояния радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации. Определение национальных интересов и основных тенденций в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения

10. Анализ военных опасностей интересам Российской Федерации и ее союзников свидетельствует о тенденции к наращиванию угроз радиационного, химического и биологического характера.

11. Вероятные угрозы радиационного, химического и биологического характера, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, определены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976:

1) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;

2) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных, токсичных химических веществ и опасных биологических агентов.

12. Одной из основных военных угроз является воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов.

13. На международную обстановку все большее влияние оказывают следующие дестабилизирующие факторы:

1) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно снижаются при размещении в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США в условиях практической реализации концепции "глобального удара", развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также в случае размещения оружия в космосе;

2) сохранение риска увеличения числа стран - обладателей ядерного оружия, распространения и использования химического оружия, а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологическим оружием, наличия у них потенциала для его разработки и производства. На территориях соседних с Российской Федерацией государств расширяется сеть военно-биологических лабораторий США;

3) критическое состояние физической сохранности опасных объектов и материалов, особенно в государствах с нестабильной внутриполитической ситуацией, неконтролируемое распространение обычного вооружения повышают вероятность их попадания в руки террористов;

4) осложнение мировой демографической ситуации, возникающие проблемы окружающей среды.

14. Более ощутимыми становятся последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

15. В связи с указанными вероятными угрозами радиационного, химического и биологического характера, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются как первичные, связанные с возможным применением оружия массового поражения, так и вторичные факторы поражения объектов использования атомной энергии, химически опасных и биологически опасных объектов, характеризующиеся формированием зон радиоактивного загрязнения, химического заражения, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями.

16. Оценка современного состояния радиационной безопасности.

В соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Указом Президента Российской Федерации 13 октября 2018 г. N 585, основными проблемами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

1) наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, в том числе перевод этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние, реабилитация радиоактивно загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты;

2) накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;

3) воздействие радиационных факторов на работников организаций, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием атомной энергии, в том числе на работников нефтяной и газовой промышленности, топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, строительства, космической и авиационной промышленности, медицины;

4) увеличение среднего возраста работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, незначительный рост числа молодых специалистов в этих организациях и, как следствие, нарушение преемственности поколений, потеря работниками (персоналом) квалификационных навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций;

5) недостаточное правовое регулирование внедрения в промышленное производство, использования в науке и здравоохранении устройств, генерирующих импульсное ионизирующее излучение высоких энергий;

6) потенциальная возможность возникновения как на территории страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф;

7) появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств;

8) угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий;

9) риски наступления трансграничных негативных последствий радиационных аварий и катастроф, а также испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;

10) сохранение угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации;

11) наличие в Российской Федерации значительных по площади территорий (леса, сельскохозяйственные угодья), которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий и катастроф, вследствие чего на них действует ограничение хозяйственной деятельности, сохраняется риск радиоактивного облучения населения и (или) их дальнейшего радиоактивного загрязнения;

12) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов.

17. В Российской Федерации в целом обеспечивается радиационная безопасность. В случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности ситуация в данной области может развиваться по негативным сценариям:

1) увеличение на территории Российской Федерации количества ядерно и радиационно опасных объектов;

2) снижение уровня радиационной защиты населения;

3) повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной энергии.

18. Оценка современного состояния химической и биологической безопасности.

Состояние химической и биологической безопасности определяется состоянием защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, при котором химический и биологический риск остается на допустимом уровне.

19. Наличие опасных химических и биологических факторов, формирующих недопустимый риск и способных привести к возникновению эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и массовых отравлений, ухудшению ситуации в области химической и биологической безопасности, перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию химического или биологического характера, представляет собой химическую или биологическую угрозу.

20. В Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации 11 марта 2019 г. N 97, определены основные химические и биологические угрозы.

21. Основными химическими угрозами являются:

1) широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений;

2) разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ, воздействие которых на человека и окружающую среду изучено недостаточно;

3) наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;

4) аварии на химических объектах в связи с критическим уровнем износа оборудования, усложнением технологических процессов производства и недостаточным уровнем квалификации персонала;

5) увеличение количества организаций, осуществляющих производство химической продукции, значительный рост химических отходов, отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически опасных отходов и рекультивации загрязненных территорий;

6) использование технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую безопасность;

7) усиление тенденции к глобализации мировой торговли и сохранение возможности ввоза в Российскую Федерацию потенциально опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением;

8) распространение и (или) использование химического оружия, совершение террористических актов с применением потенциально опасных химических веществ.

22. Основными биологическими угрозами являются:

1) модификация свойств и форм патогенных биологических агентов, свойств их переносчиков, изменение мест обитания переносчиков в связи с изменением климата и в результате природных катастроф;

2) возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;

3) появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций;

4) проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;

5) нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их распространение;

6) отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям, управляемым с помощью средств специфической профилактики;

7) распространение антимикробной резистентности, рост эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;

8) аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, а также диверсии и (или) террористические акты на этих объектах;

9) террористические акты, связанные с использованием опасных биологических веществ;

10) применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов;

11) бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии.

23. В Российской Федерации в целом обеспечивается химическая и биологическая безопасность. Вместе с тем в случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, ситуация в данной области может развиваться по негативному сценарию. Наличие опасных химических и биологических факторов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки.

24. Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", решающие задачи по обеспечению радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время, проводят оценку угроз по методике единого подхода, основанной на оценке вероятности реализации опасного фактора и тяжести последствий его реализации для жизни и здоровья человека.

25. Переоценка угроз (уровня риска) должна проводиться периодически, не реже 1 раза в 5 лет, а при переутверждении угроз - внепланово.

26. Проведенная в последующем оценка угроз (оценка рисков) является источником информации для постановки задач, основой стратегического планирования мероприятий, направленных на достижение основной цели - снижение негативного воздействия на человека радиационных, химических и биологических опасных факторов мирного и военного времени до приемлемого уровня, а также механизмом решения задач.

27. В настоящее время на территории Российской Федерации, несмотря на принимаемые государством усилия, состояние радиационной, химической и биологической защиты не достигает уровня, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае реализации угроз радиационного, химического и биологического характера при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

28. Анализ военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и оценка современного состояния радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации, проведенные с учетом основных угроз радиационного, химического и биологического характера в мирное и военное время, определенные в Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время, позволили определить национальные интересы и тенденции в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения.

29. Национальными интересами Российской Федерации в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения являются:

1) соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

2) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений при обеспечении радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на радиационные, химические и биологические угрозы, а также осуществление ими мер, направленных на предотвращение этих угроз;

4) доступность информации и повышение осведомленности населения в области обеспечения радиационной, химической и биологической безопасности;

5) поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных радиационных, химических и биологических факторов на население и окружающую среду.

30. Основными тенденциями в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения являются:

1) обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими факторами, в качестве приоритетной задачи функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) совершенствование способов управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом вызовов и угроз национальной безопасности в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;

3) развитие функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе внедрения новых механизмов управления рисками в чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными, химическими и биологическими факторами, и снижение размера ущерба в случае их возникновения;

4) совершенствование функционирования комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

III. Стратегическая цель, задачи и основные направления обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

31. Стратегической целью обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время является обеспечение научно обоснованного приемлемого уровня риска негативного воздействия на человека радиационных, химических и биологических опасных факторов мирного и военного времени.

32. Задачами обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время являются:

1) обеспечение населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) подготовка квалифицированных кадров в сфере радиационной, химической и биологической защиты;

3) совершенствование системы подготовки населения по использованию средств индивидуальной защиты, в том числе с учетом современных технологий дистанционного обучения;

4) минимизация рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие террористических актов, связанных с вероятностью возникновения и осуществления радиационных, химических и биологических угроз;

5) предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз радиационного, химического и биологического характера;

6) создание благоприятных условий для безопасной жизнедеятельности населения в условиях возможных угроз радиационного, химического и биологического характера;

7) обеспечение гарантированного уровня радиационной, химической и биологической защиты населения с учетом современных вызовов и угроз в пределах научно обоснованных критериев приемлемого (допустимого) риска;

8) выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки, как при угрозе применения различных видов оружия, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

9) непосредственная защита населения от поражающих факторов радиационного, химического и биологического характера, как в мирное, так и в военное время, повышение защищенности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций от негативного воздействия опасных радиационных, химических и биологических поражающих факторов, в том числе путем создания условий для своевременного использования средств индивидуальной защиты;

10) оснащение подразделений радиационной, химической и биологической защиты, в том числе МЧС России, современными средствами радиационной, химической и биологической защиты;

11) поддержание в готовности сил и средств радиационной, химической и биологической защиты на всех уровнях;

12) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

13) повышение общей культуры граждан в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты, в том числе повышение уровня и качества информированности населения о рисках чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера и способах защиты от их негативного воздействия;

14) развитие систем оповещения населения при возникновении угроз радиационного, химического и биологического характера;

15) совершенствование нормативной правовой базы по вопросам организации и осуществления радиационной, химической и биологической защиты населения;

16) совершенствование систем мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

17) подготовка населения к действиям в условиях воздействия радиационных, химических и биологических поражающих факторов;

18) сохранение и развитие необходимого уровня производственных мощностей по выпуску средств радиационной, химической и биологической защиты и их бронирование на планируемый период военного времени.

33. Основными направлениями обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время являются:

1) выявление, анализ, прогнозирование, внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием на население радиационных, химических и биологических факторов;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования, государственного управления и координации деятельности в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) наращивание научно-технического потенциала, обеспечивающего создание современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) развитие ресурсного обеспечения мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения;

5) осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации радиационных, химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия радиационных, химических и биологических факторов, повышению защищенности населения, а также оценка эффективности указанных мероприятий;

6) совершенствование системы подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты по обеспечению выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени;

7) дальнейшее развитие международного сотрудничества в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

8) развитие испытательной базы оценки качественного состояния средств радиационной, химической и биологической защиты населения, аккредитованных лабораторий;

9) реализация комплекса мер по недопущению восполнения потребности в средствах радиационной, химической и биологической защиты населения фальсифицированной контрафактной продукцией;

10) недопущение зависимости от иностранных инвесторов и (или) группы лиц, в которую входят иностранные инвесторы, при создании и обеспечении функционирования научно-производственных мощностей, предназначенных для разработки и выпуска средств радиационной, химической и биологической защиты населения.

34. Внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием на население радиационных, химических и биологических факторов, осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области обоснования допустимых (приемлемых) уровней риска чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера, а также разработка научно-методических основ (методологии) оценки риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) установление документами по стандартизации, а в дальнейшем, при необходимости, нормативными правовыми актами Российской Федерации, допустимых (приемлемых) уровней риска, а также правил и процедур оценки рисков, связанных с негативным воздействием на население радиационных, химических и биологических факторов;

3) разработка и введение в действие методики прогнозирования масштабов возможного химического заражения с целью установления единого методического подхода в области прогнозирования химической обстановки;

4) актуализация свода правил по проектированию "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны", устанавливающих с учетом новых подходов к решению задач гражданской обороны зонирование территории Российской Федерации при реализации угроз радиационного и химического характера, а также мероприятия по радиационной, химической и биологической защите населения;

5) разработка и утверждение в установленном порядке национальных и межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к продукции, предназначенной для радиационной, химической и биологической защиты населения.

35. Совершенствование нормативно-правового регулирования, государственного управления и координации деятельности в области радиационной, химической и биологической защиты населения осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) принятие в установленном порядке федеральных законов в области химической и биологической безопасности, законов субъектов Российской Федерации в области радиационной, химической и биологической защиты, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих их реализацию;

2) актуализация Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;

3) создание и внедрение информационных систем, обеспечивающих радиационную, химическую и биологическую защиту населения;

4) развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

5) реализация положений об особенностях технического регулирования средств радиационной, химической и биологической защиты, поставляемых для целей гражданской обороны, на основе национального законодательства;

6) совершенствование структуры, режимов функционирования, оснащения, повышение степени готовности сил и средств контроля и ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения;

7) проведение учений и тренировок в целях совершенствования межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов;

8) создание и развитие центров научно-технической и экспертной поддержки органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам радиационной, химической и биологической защиты населения;

9) научно-техническое обоснование номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение общих технических требований к средствам радиационной, химической и биологической защиты населения;

10) развитие научно-производственной базы, обеспечивающей создание современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения, в рамках реализации соответствующих государственных, федеральных, региональных и ведомственных целевых программ.

36. Наращивание научно-технического потенциала, обеспечивающего создание современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения, осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) целевая образовательная подготовка специалистов радиационной, химической и биологической защиты;

2) формирование системы фундаментальных и прикладных научных исследований и ее государственной поддержки в интересах научно-производственного обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) совершенствование методологии научных исследований по созданию технологий и средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке современных технологий и средств радиационной, химической и биологической защиты населения на основе отечественных сырья, материалов и комплектующих изделий и их внедрение в производство;

5) научно-техническое обоснование номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение общих технических требований к средствам радиационной, химической и биологической защиты населения;

6) развитие научно-технического потенциала для создания перспективных средств радиационной, химической, биологической защиты населения в рамках федеральных и государственных программ, государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

37. Развитие ресурсного обеспечения мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) внедрение робототехнических средств радиационной, химической и биологической разведки, включая беспилотные летательные аппараты;

2) разработка принципиально новых комплектов индивидуального контроля доз облучения с применением нанотехнологий, систем радиационного контроля панорамного типа, дистанционных систем химического контроля, позволяющих обнаруживать одновременно до 50 видов физиологически активных веществ в паровой и аэрозольной фазах;

3) создание малогабаритных быстродействующих приборов химической разведки, использующих такие физико-химические методы анализа, как газовая хроматография, масс-спектрометрия, спектрометрия ионной подвижности и проточная спектрометрия;

4) формирование приборного парка химико-аналитических и радиометрических лабораторий, основанных на новых технологических решениях, обеспечивающих проведение групповой индикации опасных химических веществ, источников ионизирующих излучений с последующей идентификацией обнаруживаемых веществ и источников с помощью компьютерной обработки результатов;

5) создание широкомасштабной коллективной автоматизированной системы моделирования радиационной, химической и биологической обстановки и обучения сил ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера, позволяющей управлять приборами радиационной, химической и биологической разведки в удаленном режиме в соответствии с конфигурированной методикой "виртуального шлейфа";

6) разработка мобильных комплексов радиационного, химического, биологического контроля и обеззараживания водоисточников при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

7) разработка и внедрение новых образцов современной техники и эффективных технологий санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;

8) разработка, модернизация и внедрение (обеспечение) автоматических средств индикации, пробоотбора и идентификации биологических поражающих агентов, а также тест-систем для экспресс-анализа биологических проб;

9) выработка новых подходов к обеспечению населения средствами индивидуальной защиты в мирное и военное время с учетом существующих современных угроз радиационного, химического и биологического характера;

10) разработка и внедрение новых образцов современных средств индивидуальной защиты населения от опасных биологических факторов, способных привести к возникновению эпидемий (пандемий).

38. Осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации радиационных, химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия радиационных, химических и биологических факторов, повышению защищенности населения, а также по оценке эффективности указанных мероприятий осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) разработка и внедрение в практическую деятельность технологии (информационно-аналитической системы) удаленной оценки риска негативного воздействия радиационных, химических и биологических факторов для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе оснащения объектов средствами радиационного, химического, биологического контроля и связи;

2) развитие страховых механизмов снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных воздействием радиационных, химических и биологических факторов;

3) повышение подготовленности населения в области радиационной, химической и биологической защиты, в том числе путем разработки и внедрения учебных программ повышения квалификации в области радиационной, химической и биологической защиты;

4) развитие государственно-частного партнерства в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) совершенствование комплексных систем информирования и оповещения населения об угрозах радиационного, химического и биологического характера;

6) развитие механизмов стимулирования деятельности объектов использования атомной энергии, химически и биологически опасных объектов по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности;

7) освоение и внедрение критических технологий Российской Федерации, обеспечивающих радиационную, химическую и биологическую защиту населения.

39. Совершенствование системы подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты в направлении обеспечения выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени в полном объеме осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) разработка программ (стандартов) дополнительного профессионального образования, повышающего уровень подготовки сил радиационной, химической и биологической, в том числе федеральной противопожарной службы;

2) создание системы подготовки и повышения квалификации руководителей и сотрудников учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

3) внедрение новых технологий выполнения задач радиационной, химической и биологической защиты мирного и военного времени;

4) развитие учебно-материальной базы для подготовки сил радиационной, химической и биологической защиты;

5) систематическая организация и проведение сборов и исследовательских тактико-специальных учений с привлечением объектовых формирований радиационных, химических и биологических опасных объектов в целях обмена опытом выполнения задач по радиационной, химической и биологической защите населения в мирное и военное время.

40. Дальнейшее развитие международного сотрудничества в области радиационной, химической и биологической защиты населения осуществляется путем выполнения следующих мероприятий:

1) реализация международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация;

2) участие специалистов в области радиационной, химической и биологической защиты населения в деятельности международных организаций;

3) внедрение в практическую деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренных Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы, принятой на III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий, механизмов самооценки уровня устойчивости территорий к угрозам радиационного, химического и биологического характера;

4) активизация участия МЧС России в деятельности Международного комитета по стандартизации (ИСО) с целью повышения уровня координации действий в области радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) правовое регулирование контроля трансграничного переноса радиоактивных, опасных химических и биологических веществ приграничных государств Российской Федерации;

6) гармонизация требований в области радиационной, химической и биологической защиты населения в рамках международного сотрудничества с Европейским союзом, Евразийским экономическим союзом и другими межгосударственными союзами.

IV. Механизмы реализации мер по защите национальных интересов в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации в мирное и военное время

41. Механизмами реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения являются:

1) нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

2) взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

3) разработка и исполнение программных, плановых и методических документов, направленных на достижение цели и реализацию задач государственной политики в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

4) организация и проведение научных исследований в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) организация серийного производства средств защиты и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой.

42. Основными показателями, необходимыми для оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, являются:

1) количество населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов;

2) укомплектованность сил гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами радиационной, химической и биологической защиты;

3) уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, уровень готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, а также обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты, в том числе медицинскими;

4) доля готовых к использованию защитных сооружений в общем количестве защитных сооружений, предназначенных для защиты населения от угроз радиационного, химического и биологического характера;

5) доля современных образцов средств радиационной, химической и биологической защиты в общем количестве таких средств, состоящих на снабжении сил гражданской обороны;

6) доля обеспеченности населения средствами радиационной, химической и биологической защиты от общей потребности в таких средствах, в том числе современных;

7) доля обеспеченности квалифицированными кадрами в сфере радиационной, химической и биологической защиты населения от общей потребности в таких кадрах.

43. Перечень конкретных показателей, необходимых для оценки состояния системы радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время, определен в методике оценки основных показателей радиационной, химической и биологической защиты населения, разработанной в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. N 401-р.

44. В рамках реализации настоящей Концепции предполагается до 2025 года осуществление следующих мероприятий:

1) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и созданию перспективных и конкурентоспособных технологий и современных средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

2) разработка и реализация нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования к продукции, относящейся к средствам радиационной, химической и биологической защиты населения, и форму подтверждения ее соответствия;

3) совершенствование профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями МЧС России, в части изучения вопросов радиационной, химической и биологической защиты;

4) совершенствование системы подготовки населения по использованию средств индивидуальной защиты, в том числе с учетом современных технологий дистанционного обучения;

5) выработка и внедрение новых подходов к обеспечению населения современными средствами индивидуальной и коллективной защиты, совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов в данной области;

6) реализация научно-технической политики в области создания средств радиационной, химической и биологической защиты населения, регламентирование требований стадий их жизненного цикла, внесение изменений в правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

7) проведение анализа результатов инвентаризации имеющихся запасов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, определение степени их соответствия установленным требованиям;

8) определение номенклатуры средств радиационной, химической и биологической защиты населения в мирное и военное время;

9) развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

10) оснащение сил, выполняющих задачи радиационной, химической и биологической защиты, в том числе МЧС России, современными средствами радиационной, химической и биологической защиты.

45. В дальнейшем будут вырабатываться научно обоснованные предложения по формированию научно-технической политики в области создания и выпуска перспективных средств радиационной, химической и биологической защиты населения в рамках совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время.

46. Реализация настоящей Концепции будет способствовать:

1) снижению уровня риска радиационного, химического и биологического поражения населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, террористических актах до допустимого в минимально возможные сроки и с максимальной экономической эффективностью;

2) повышению уровня радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;

3) повышению роли органов государственной власти, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации;

4) повышению эффективности применения сил и средств радиационной, химической и биологической защиты за счет внедрения перспективных и конкурентоспособных технологий и средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

5) социально-экономическому развитию Российской Федерации за счет развития конкурентных рынков инновационной техники и технологий в области радиационной, химической и биологической защиты населения, оптимизации номенклатуры и объемов средств радиационной, химической и биологической защиты населения и сокращения финансовых затрат бюджетов различного уровня на реализацию мероприятий, направленных на радиационную, химическую и биологическую защиту населения Российской Федерации.

Другие документы по теме
"Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядка исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок" (вместе с "Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядком исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок", утв. решением Правления ФНП от 16.09.2020 N 16/20, приказом Минюста России от 30.09.2020 N 225) (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 N 60214)
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов кабин моторных транспортных средств для перевозки грузов, а также в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2016 г. N 36"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утв. Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147>
"О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза"
Ошибка на сайте