Решение Верховного Суда РФ от 25.06.2020 N АКПИ20-271
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2020 г. N АКПИ20-271
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
при секретаре Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Г.Д. о признании недействующими пунктов 1 и 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 763-р "О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы" (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 1031-р),
установил:
27 марта 2020 г. Правительство Российской Федерации издало распоряжение N 763-р "О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы" (далее - Распоряжение).
Г.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 Распоряжения (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 1031-р), ссылаясь на то, что данный правовой акт не соответствует статье 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"), статье 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), носит нормативный характер, нарушает его права, свободы и законные интересы, гарантированные частью 3 статьи 55, частью 1 статьи 56 и статьей 76 Конституции Российской Федерации, ограничивает его право на свободу выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Г.Д. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах невозможности рассмотрения административного дела в его отсутствие и уважительности причины неявки доказательств не представил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России), Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) (поручение от 11 июня 2020 г. N ДГ-П4-6294).
Представители Правительства Российской Федерации (Минтранс России и Роспотребнадзор) в письменных возражениях на административный иск указали, что Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями законодательства, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представители Правительства Российской Федерации К.Д. и К.М. в судебном заседании поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Минюста России, уполномоченного представлять интересы Правительства Российской Федерации, в судебное заседание не явился, письменный отзыв на административное исковое заявление не представил.
Обсудив доводы административного искового заявления Г.Д., выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации К.Д. и К.М., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона N 52-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) - это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац пятнадцатый статьи 1).
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся в том числе введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина); введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 52-ФЗ).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2).
Частью тринадцатой статьи 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" установлено, что в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства Российской Федерации пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 27 января 2020 г. создан Оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации и утвержден его состав, в который входит руководитель Роспотребнадзора - Главный санитарный врач Российской Федерации, который является заместителем председателя Оперативного штаба.
31 января 2020 г. Председателем Правительства Российской Федерации утвержден Национальный план по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (N 740п-П12).
Указанным Национальным планом, в частности, предусмотрено по докладу соответствующих министерств и ведомств, включая Роспотребнадзор, принятие мер по временному ограничению взаимных поездок граждан Российской Федерации и КНР, а также между Российской Федерацией и другими государствами в случае распространения на их территории новой коронавирусной инфекции (пункт 11 раздела 1.3 "Режимно-ограничительные меры").
27 марта 2020 г. Правительством Российской Федерации издано Распоряжение, которое опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 марта 2020 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации 6 апреля 2020 г., N 14 (часть III), ст. 2175. На день рассмотрения настоящего административного дела оспариваемый акт действует в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1511-р.
Как следует из преамбулы Распоряжения, оно издано в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьей 31 Федерального закона N 52-ФЗ.
Пунктом 1 Распоряжения Минтрансу России совместно с Федеральной службой безопасности, Федеральной таможенной службой и Роспотребнадзором поручено с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.
Введенные временные ограничения не распространяются на отдельные категории граждан, указанных в пункте 2 Распоряжения, в частности являющихся дипломатическими работниками Министерства иностранных дел Российской Федерации, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, должностными лицами Постоянного Комитета Союзного государства, и членов семей указанных лиц; являющихся водителями грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения, экипажами речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, персоналом, определенным международными соглашениями Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, членами официальных делегаций, курьерами дипломатической связи, выезжающими из Российской Федерации при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность; выезжающих из Российской Федерации в связи со смертью близкого родственника, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти, а также документа, подтверждающего степень родства; постоянно проживающих на территории Калининградской области, следующих железнодорожным пассажирским транспортом транзитом с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно, при наличии в паспорте отметки о регистрации по месту жительства на территории Калининградской области.
Временное ограничение движения через Государственную границу Российской Федерации согласуется с конституционными нормами (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), требованиями федерального законодательства (Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральный закон N 52-ФЗ) и не может расцениваться как нарушение прав человека и основных свобод.
Доводы административного истца о том, что Распоряжение носит нормативный характер и ошибочно поименовано как "распоряжение", являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Распоряжение издано в соответствии с установленным порядком Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий по оперативным вопросам, требующим немедленного реагирования, носит исключительно временный характер и регулярно пересматривается на предмет соответствия текущей ситуации, при этом не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Г.Д. о признании недействующими пунктов 1 и 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 763-р "О временном ограничении движения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы" (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 1031-р) отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ