Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.12.2019 N АКПИ19-821
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2019 г. N АКПИ19-821
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Кириллова В.С.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Оккервиль-1", товарищества собственников жилья "Российский-14" о признании недействующими подпункта "ж(1)" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, примечания 1 приложения N 2 к данным Правилам, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, пункта 8 типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643,
установил:
Товарищество собственников жилья "Оккервиль-1" (далее - ТСЖ "Оккервиль-1"), товарищество собственников жилья "Российский-14" (далее - ТСЖ "Российский-14") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "ж(1)" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее также - Правила N 354), примечания 1 приложения N 2 к Правилам, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306), пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 (далее также - Правила N 1034), пункта 8 типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат пунктам 6, 8 статьи 138, части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не соответствуют постановлениям Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации".
Как указывают административные истцы, положения подпункта "ж(1)" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил N 354 устанавливают разницу к подходу расчетов размера платы за коммунальные услуги между гражданами и товариществом собственников жилья, между товариществом собственников жилья и ресурсоснабжающей организацией. Товарищество собственников жилья осуществляет расчет с собственниками помещений в рублях за кубический метр (руб./куб. м), именно исходя из этой единицы измерения коммунального ресурса производится перечисление денежных средств в ресурсоснабжающую организацию через расчетные счета товарищества собственников жилья, тогда как ресурсоснабжающая организация выставляет счета из того же объема потребления собственниками коммунального ресурса (горячего водоснабжения в кубических метрах), переводя его в коммунальную услугу из расчета в гигакалориях (Гкал), а по отоплению - непосредственно в гигакалориях (Гкал). Тем самым позволяют ресурсоснабжающей организации применять завышенный расчет стоимости коммунальных ресурсов (по отоплению и горячему водоснабжению), переводя их в коммунальные услуги, якобы, оказываемые товариществу собственников жилья. По мнению административных истцов, это противоречит статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, никаких коммунальных услуг и ресурсов оно, как отдельно обособленное юридическое лицо, не получает и не оказывает, а осуществляет посреднические услуги собственникам помещений многоквартирного дома, заключив договор с ресурсоснабжающей организацией для приобретения от имени собственников тех коммунальных ресурсов, которые ими потребляются, что прямо предусмотрено требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления населению посредством товариществ собственников жилья.
Также административные истцы полагают, что в примечании 1 приложения N 2 к Правилам N 354, подпункте "е" пункта 7, подпункте "б" пункта 7(1) Правил N 306, пунктах 39(1), 98 Правил N 1034, пункте 8 типового договора горячего водоснабжения применяется показатель "тепловая энергия" в единице измерения Гкал, которая постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 879 не предусмотрена к применению на территории Российской Федерации в сфере коммунального хозяйства. Применение оспариваемыми нормативными правовыми актами единицы измерения, предусмотренной для промышленного использования, приводит к завышенному выставлению счетов, образованию задолженности по потребленным ресурсам и начислениям по ним неустойки, в несколько раз превышающей те расчеты, которые выставляются товариществами собственников жилья жильцам многоквартирного дома.
В суде представители административных истцов ТСЖ "Оккервиль-1", ТСЖ "Российский-14" К., С.А. поддержали заявленные требования и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов также противоречат нормам Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 29 октября 2019 г. N КЧ-П9-9433).
Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации П., С.Я. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов. Управляющая организация в отношениях с ресурсоснабжающими организациями приобретает коммунальный ресурс для целей обеспечения коммунальными услугами потребителей, проживающих в многоквартирном доме, в связи с чем на управляющие организации не может быть возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов в объеме большем, чем полученная ими от потребителей плата. Оплата поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса осуществляется по тарифу, установленному для населения, так как объем обязательств управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг принимается равным объему обязательств граждан.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административных истцов ТСЖ "Оккервиль-1", ТСЖ "Российский-14" К., С.А., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., С.Я., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила N 354, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В разделе IV Правил N 354 определены права и обязанности исполнителя. Согласно подпункту "ж(1)" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 поименованных Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных названными Правилами.
Данная норма соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Обязательный учет коммунального ресурса с применением приборов учета предусмотрен частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Раздел VI Правил N 354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В соответствии с абзацем восьмым пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Гражданский кодекс Российской Федерации, регулируя отношения по договору энергоснабжения в пункте 2 статьи 544 предусматривает, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Установленное правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, которые обязаны соблюдать товарищества собственников жилья.
В примечании 1 приложения N 2 к Правилам N 354 указаны единицы измерения, использующиеся для применения названного приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги, в частности в отношении объемов коммунальных ресурсов (тепловая энергия - Гкал); в отношении нормативов потребления коммунальных услуг (отопление - Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений; тепловая энергия на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению - Гкал/куб. м); в отношении тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (для двухкомпонентного тарифа на горячую воду - по компонентам) (тепловая энергия - рублей/Гкал).
В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений части 9.2 статьи 156, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила N 306, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1186.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 мая 2006 г., N 22, "Российской газете" 31 мая 2006 г.
Данные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (пункт 1).
Согласно подпункту "е" пункта 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома; при использовании земельного участка и надворных построек - Гкал на 1 кв. метр отапливаемых надворных построек, расположенных на земельных участках.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в отношении горячей воды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений пункта 3.1 части 1 статьи 4, части 7 статьи 19 Федерального закона "О теплоснабжении" утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 утверждены Правила N 1034, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 137.
Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 ноября 2013 г., N 47.
Названные Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 1).
Согласно пункту 39(1) Правил N 1034 если изготовителем в составе технической документации на теплосчетчик предоставляется проектная документация на узел учета тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее - типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах "д" - "з", "м", "н" пункта 44 данных Правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах "а" - "г", "и" - "л" пункта 44 поименованных Правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 1034 в открытых и закрытых системах теплопотребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку.
Пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение типового договора горячего водоснабжения.
Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643 утвержден типовой договор горячего водоснабжения, который действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 778.
Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 6 августа 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 августа 2013 г., N 32.
Согласно пункту 8 типового договора горячего водоснабжения оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406. Двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), установленный на момент заключения договора, составляет: компонент на холодную воду - руб./м3 и (или) руб./м3/час; компонент на тепловую энергию - руб./Гкал и (или) руб./Гкал/час.
Вышеназванные нормативные правовые акты административные истцы оспаривают в части применения единицы измерения - гигакалории.
Правительство Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности на основании федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Устанавливая правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяя полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, Федеральный закон "О теплоснабжении" использует единицу количества теплоты гигакалория. Аналогичная единица количества теплоты употребляется в Федеральном законе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативных правовых актов Федеральному закону "Об обеспечении единства измерений" являются несостоятельными. Данный Федеральный закон в статье 6 предусматривает применение в Российской Федерации единицы величин Международной системы единиц и не запрещает применение такой единицы количества теплоты, как гигакалория.
Ссылки административных истцов на несоответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", постановлению Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указанные постановления и оспариваемые нормативные правовые акты имеют равную юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья "Оккервиль-1", товарищества собственников жилья "Российский-14" о признании недействующими подпункта "ж(1)" пункта 31, абзаца восьмого пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, примечания 1 приложения N 2 к данным Правилам, подпункта "е" пункта 7, подпункта "б" пункта 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, пунктов 39(1), 98 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, пункта 8 типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
В.С.КИРИЛЛОВ