Решение Верховного Суда РФ от 15.03.2011 N ГКПИ10-1707
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2011 г. N ГКПИ10-1707
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" о признании частично недействующими пункта 6.11 и абзаца второго пункта 7.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 123,
установил:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 123, зарегистрированным 22 июня 2009 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный N 14115, утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 1.2 Регламента исполнение государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (далее - разрешения на добывание), осуществляется центральным аппаратом и территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Добывание объектов животного и растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов (пункт 2.1).
Пункты 6.1 - 6.13 Регламента регулируют такие административные процедуры, как прием, регистрация, проверка документов, подготовка заключений о возможности добывания в территориальном органе Росприроднадзора и направление заключения в центральный аппарат этого органа. Пунктом 6.11 предусмотрено, что в случае, если добывание заявленного количества объектов животного или растительного мира не наносит ущерба природной популяции вида, территориальный орган Росприроднадзора выдает заключение о возможности добывания указанного в заявлении количества объектов животного или растительного мира.
Административные процедуры по рассмотрению документов и принятию решения в центральном аппарате Росприроднадзора регламентированы пунктами 7.1 - 7.3 Регламента. Согласно пункту 7.2 укомплектованное в соответствии с требованиями пункта 2.3 Регламента заявление и положительное заключение территориального органа Росприроднадзора выносятся на заседание Комиссии по рассмотрению материалов на получение разрешительных документов в области сохранения биологического разнообразия (абзац первый). Основными критериями при принятии решений указанной Комиссией по выдаче разрешения на добывание являются соответствие заявленных целей добывания целям, установленным пунктом 2.1 Регламента, а также ненанесение ущерба природной популяции вида и среде его обитания в случае осуществления добывания объектов животного и растительного мира, указанных в заявлении (абзац второй).
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Планета" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 6.11 и абзаца второго пункта 7.2 Регламента недействующими в части требования ненанесения ущерба природной популяции объектов животного или растительного мира как условия выдачи разрешения на их добывание. В заявлении указано, что оспариваемые предписания Регламента противоречат пункту 4 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку не позволяют ни при каких обстоятельствах осуществлять добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, хотя на основании части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации заявитель вправе осуществлять застройку лесных участков и для этих целей осуществлять вырубку растений, относящихся к объектам растительного мира, подлежащих особой охране, с разрешения Росприроднадзора.
В судебное заседание заявитель представителя не направил, о его месте и времени извещен надлежащим образом.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации И. и Х., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ф. требование заявителя не признали и пояснили, что Регламент утвержден в установленном законодательством Российской Федерации порядке и в пределах предоставленных Минприроды России полномочий, оспариваемые предписания не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и интересов заявителя.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679, предусмотрено, что административные регламенты, разработанные федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, а также государственными внебюджетными фондами, координацию деятельности которых осуществляет федеральное министерство, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по представлению руководителей соответствующих федеральных служб, федеральных агентств и государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, Росприроднадзор находится в ведении указанного Министерства. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, устанавливает, что Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования и в области охраны окружающей среды (пункт 1). Среди прочих к полномочиям Росприроднадзора отнесены выдача в установленном порядке лицензий (разрешений) на использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (подпункт 5.3.1), а также ведение указанной Книги (пункт 5.6).
Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации имело полномочия на утверждение Регламента.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации определяется законодательством в области охраны окружающей среды (пункты 1, 2).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" закреплено, что объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, подлежат особой охране. Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, подлежат изъятию из хозяйственного использования, деятельность, ведущая к сокращению их численности и ухудшающая среду их обитания, запрещается. Изъятие из природной среды таких объектов допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок изъятия из природной среды указанных объектов животного мира установлен Правилами добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13. Названные Правила предписывают, что добывание данных объектов животного мира допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов. Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором (пункты 2, 3).
По вопросу изъятия из природной среды объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, порядка, установленного нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, не имеется. Однако, учитывая, что Росприроднадзор уполномочен Правительством Российской Федерации на ведение Красной книги Российской Федерации, в которую заносятся объекты как животного, так и растительного мира, а также на выдачу лицензий (разрешений) на использование этих объектов, Минприроды России могло закрепить в Регламенте единый порядок выдачи разрешений на добывание указанных объектов, в том числе предусматривающий необходимость выяснения вопроса о возможности нанесения ущерба природной популяции вида и среде его обитания в случае добывания объектов животного и растительного мира.
В пункте 2.1 Регламента указано, что добывание объектов животного и растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов. Приведенное предписание полностью согласуется с названными выше нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, определяющими условия добывания объектов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. В связи с изложенным не противоречит правовым нормам большей юридической силы и абзац второй пункта 7.2 Регламента, называющий основными критериями при принятии решений по выдаче разрешения на добывание соответствие заявленных целей добывания целям, установленным пунктом 2.1 Регламента, а также ненанесение ущерба природной популяции вида и среде его обитания в случае осуществления добывания объектов животного и растительного мира, указанных в заявлении.
Утверждение заявителя о том, что ненанесение ущерба природной популяции вида и среде его обитания не может учитываться в качестве условия выдачи разрешения на добывание, поскольку противоречит пункту 4 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", является ошибочным. Данная норма регулирует режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, не затрагивая вопросы добывания объектов животного и растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. При этом действующим законодательством Российской Федерации добывание указанных объектов не ставится в зависимость от режима территории, на которой они находятся.
Отсутствуют основания для признания недействующим в оспариваемой части и пункта 6.11 Регламента, регламентирующего лишь одну из административных процедур в рамках исполнения Росприроднадзором государственной функции, которая включает в себя выдачу территориальным органом Росприроднадзора заключения о возможности добывания указанного в заключении количества объектов животного или растительного мира. После этого положительное заключение территориального органа Росприроднадзора вместе с заявлением и комплектом документов направляется в центральный аппарат Росприроднадзора, где осуществляется следующая административная процедура (пункт 6.12).
Довод заявителя о наличии у него права на вырубку объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на основании части 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации также несостоятелен, поскольку такое положение в ней отсутствует. Более того, в силу части 3 этой статьи на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Проверять соответствие Регламента Правилам использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. N 108, суд не вправе, так как они имеют равную юридическую силу.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ