Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 07.12.2017 N АКПИ17-931

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 декабря 2017 г. N АКПИ17-931

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению А.И., А.Э., А.А., Б.А.И., Б.А.А., Б.О.В., Б.А.Ю., Б.Д., Б.О.М., Б.Н., В.К., В.А., В.П., В.С., В.О., Г.Е., Г.К.П., Г.А.Д., Г.А.И., Г.М., Г.О., Г.Т., Г.Р., Г.К.О., Г.Г., Д.В., Д.С., Ж.С., Ж.Е., Ж.О.И., Ж.О.П., З.Г., З.А.В., З.А.Э., К.В., К.И.Ю., К.Г., К.О., К.М., К.И.А., К.Н.А., К.А., К.Н.В., К.А.В., К.А.П., К.Э., К.Т., К.А.В., К.О.Л., К.П., К.С., К.К., К.А.А., К.Е., К.О.В., Л.Л., Л.Е., Л.С., Л.В., Л.А., М.А.В., М.Н., М.Г., М.О.В., М.С.А., М.И., М.С.С., М.И., М.С.М., М.А.В., М.А.Н., М.О.А., М.О.В., Н.Т., Н.О., О., П.А.Н., П.Л.А., П.Д., П.М., П.В.В., П.А.С., П.А.С., П.С., П.И.А., П.И.В., П.В.А., П.Л.М., П.Ю., П.Е., Р.М., Р.М., Р.И., Р.Н., С.Г., С.А.А., С.Ю.И., С.М., С.С., С.А.В., С.Е., С.Ю.А., С.Ю.В., С.В., С.Д., Т.И., Т.П., Т.М., Т.А., У.Ю., У.О., Ф.О., Ф.В.В., Ф.Л., Ф.А., Ф.В.Н., Х.Г., Х.М.В., Х.А., Х.Е., Х.М.Б., Ч.И., Ч.Е., Ч.М., Ч.С., Ш.И., Ш.Ф., Ш.А., Ш.О., Щ. об оспаривании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 2221 "Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Поленово", расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, и Калужская область, Тарусский район" и приложений N 1 и 2 к нему,

установил:

приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 2221 "Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Поленово", расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, и Калужская область, Тарусский район" (далее - Приказ), зарегистрированным 18 октября 2016 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 44071, и опубликованным 19 октября 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательного места "Поленово", расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, и Калужская область, Тарусский район (далее - Достопримечательное место), согласно приложению N 1 к Приказу (далее - Приложение N 1) и требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Достопримечательного места согласно приложению N 2 к Приказу (далее - Приложение N 2).

А.И. и другие (всего 130 человек), являющиеся собственниками и пользователями земельных участков, расположенных в деревнях <...>, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа в той части, в которой участки 21, 22, 46, 47, 49, 50, 52 - 57 включены в границы территории Достопримечательного места согласно Приложению N 1 и на них распространены режимы Р3 и Р6 согласно Приложению N 2, ссылаясь на то, что в нарушение части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации Приказ издан Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) с превышением предоставленных ему законом полномочий, без соблюдения процедуры общественного обсуждения его проекта, установленной для принятия нормативного акта об установлении зон охраны объекта культурного наследия и предусмотренной статьям 24 и 26 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ), без согласия собственников земельных участков, содержит не соответствующую фактическим данным информацию о категории и видах разрешенного использования земельных участков административных истцов, входящих в границы территории Достопримечательного места, которая ставит под сомнение достоверность результатов историко-культурной экспертизы и основанные на них установленные Приказом режимы использования для земельных участков административных истцов. В оспариваемой части, определяющей режимы использования земельных участков, Приказ не соответствует пункту 2 статьи 7, подпункту 2 пункта 1 статьи 40, пункту 1 статьи 83, пункту 5 статьи 85, пункту 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), пунктам 12 и 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 (далее - Положение N 972), и нарушает их право на использование своих земельных участков по прямому назначению, определенному в установленном законом порядке, в частности незаконно вводит запрет на строительство индивидуальных жилых домов либо жилых строений на их участках.

Административные истцы о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель административных истцов Г.И. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Минкультуры России и Минюст России в письменных возражениях указали, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, с соблюдением порядка его принятия, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

В судебном заседании представитель Минкультуры России З.Е. и представитель Минюста России К.Н.В., поддержав изложенную в письменных возражениях правовую позицию, просили отказать в удовлетворении коллективного административного иска.

Выслушав объяснения сторон, проверив соответствие Приказа в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении коллективного административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 73-ФЗ.

Исходя из преамбулы названного федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" в список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения, внесены дом Поленова Василия Дмитриевича, расположенный в деревне Поленово Заокского района, в котором он жил с 1892 по 1927 год, в доме - мемориальный музей В.Д. Поленова, а также могила Поленова Василия Дмитриевича (1844 - 1927), расположенная в селе Бехово.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 января 1983 г. N 5 "О мерах по дальнейшему сохранению и улучшению использования памятников и памятных мест Тульской и Калужской областей, связанных с жизнью и творчеством народного художника РСФСР В.Д. Поленова" Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. В границы Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова включены территории Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова и прилегающих к нему земельных участков, ограниченных левым берегом реки Скнижки, правым берегом реки Оки от устья реки Скнижки до Беховского кладбища, территории Беховского кладбища, участка земли государственного лесного фонда площадью 13 гектаров, участка земли, ограниченного линией шоссе Поленово - Бехово, за исключением территории, занятой жилыми домами дома отдыха "Поленово".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 759-р утвержден перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, в него включено Поленово (достопримечательное место), расположенное в Заокском районе Тульской области и Тарусском районе Калужской области.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N Пр-2217 в целях обеспечения сохранности и использования территорий объектов культурного наследия федерального значения распоряжением Минкультуры России от 22 октября 2013 г. N Р-130 утвержден перечень объектов культурного наследия федерального значения, по которым в 2013 - 2017 годах планируется осуществить работы по отнесению к достопримечательным местам федерального значения, в этот перечень включен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, расположенный в Тульской области, Заокский район, дер. Поленово. Сроки разработки и утверждения проектной документации в отношении характера использования территории Достопримечательного места, установления ограничений на использование данной территории и требований к хозяйственной деятельности, а также проектированию и строительству определены к 2013 - 2014 гг.

В силу статьи 15, пункта 1 статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится помимо прочего утверждение границы территории объекта культурного наследия, включаемого Реестр и установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места (пункт 5 статьи 3.1, пункт 3 статьи 5.1, пункт 2 статьи 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ).

Таким органом в силу пункта 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, является Минкультуры России. Кроме того, подпунктом 5.3.7 пункта 5.3 указанного положения предусмотрено, что границы, а также режимы использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, утверждает Минкультуры России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2014 г. N 1583-р выявленный объект культурного наследия "Поленово", расположенный в Заокском районе Тульской области и Тарусском районе Калужской области, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид указанного объекта - достопримечательное место. Минкультуры России предписано осуществить в установленном порядке включение объекта культурного наследия федерального значения "Поленово" в Реестр.

Приказом Минкультуры России от 19 сентября 2014 г. N 1637 "О регистрации объекта культурного наследия федерального значения "Поленово", расположенного в Тульской и Калужской областях, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" объект культурного наследия федерального значения "Поленово", расположенный в Заокском районе Тульской области и Тарусском районе Калужской области, принятый на государственную охрану распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2014 г. N 1583-р, зарегистрирован в Реестре и ему присвоен регистрационный номер 601430022720006.

Согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (далее - Правила N 851) проект Приказа в целях проведения общественного обсуждения был размещен на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru с 18 ноября по 2 декабря 2015 г. Замечаний и предложений на проект Приказа в установленные сроки не поступило.

Проект Приказа в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы был размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте regulation.gov.ru с 8 по 14 декабря 2015 г. Замечаний экспертов на проект Приказа не поступило.

Приказ в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Нельзя признать состоятельными доводы административных истцов о том, что Приказ был издан с нарушением положений статей 24 и 26 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ.

Под общественным контролем в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных названным федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами (статья 4).

В соответствии с частью 1 статьи 18 указанного закона общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих Федеральному закону от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.

Порядок проведения общественного обсуждения закреплен в статье 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ и как форма общественного контроля предполагает используемое в его целях публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Из приведенных норм следует, что общественное обсуждение, проводимое в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ, в отличие от общественного обсуждения, являющегося обязательным элементом процедуры разработки проекта и принятия нормативного правового акта, предусмотренного Правилами N 851 и 1009, осуществляется субъектами общественного контроля, которые являются их организаторами в ином порядке.

Во исполнение требований статьи 28 Федерального закона N 73-ФЗ в 2014 году была проведена государственная историко-культурная экспертиза по проекту характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству в границе территории выявленного объекта культурного наследия "Поленово" как достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством В.Д. Поленова (Тульская область, Заокский район, Калужская область, Тарусский район) с целью их последующего внесения в правила землепользования и застройки и схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона N 73-ФЗ.

Разработка проектов границ территории объекта культурного наследия в виде достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством В.Д. Поленова, в усадьбах Бехово и Борок и ее окрестностях в Тульской и Калужской областях, осуществлялась ФГУП "Институт "Спецпроектреставрация" в рамках исполнения государственного контракта от 18 октября 2013 г. N 3746-01-41/12-13.

При этом проведение государственной историко-культурной экспертизы в целях установления требований к осуществлению деятельности в границах территории Достопримечательного места либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, в целях установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия было введено только Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Экспертиза проведена комиссией, состоящей из 3 экспертов - П. (аттестованный эксперт в соответствии с приказом Росохранкультуры от 21 февраля 2011 г. N 190, приказом Минкультуры России от 21 марта 2014 г. N 478), Н. (аттестованный эксперт в соответствии с приказом Росохранкультуры от 7 февраля 2011 г. N 163, приказом Минкультуры России от 27 мая 2014 г. N 899), Я. (аттестованный эксперт в соответствии с приказом Минкультуры России от 6 сентября 2012 г. N 967).

В связи с тем, что обязанность размещения государственной историко-культурной экспертизы на официальном сайте в сети "Интернет" введена только Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ, вступившим в силу с 22 января 2015 г., заключение экспертов к проекту Приказа на сайте Минкультуры России не размещалось.

Из приобщенного к материалам дела экспертного заключения по проекту характера, ограничений на использование и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории выявленного объекта культурного наследия Достопримечательное место "Поленово" усматривается, что при проведении государственной историко-культурной экспертизы экспертам были предоставлены достаточные по объему и степени проработанности материалы, а также правовые акты, согласно которым на территории Тульской и Калужской областей строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов без согласования с администрацией музея и органом охраны памятников истории, культуры и природы запрещалось, а сама территория Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова находилась под охраной, а именно: решение исполнительного комитета Тульского областного совета депутатов трудящихся от 1 марта 1949 г. N 9-253 "Об охране территории и природы, прилегающей к государственному музею имени народного художника В.Д. Поленова в Заокском районе", решение исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от 26 марта 1968 г. N 306 "Об установлении границ охранной зоны и зоны регулирования застройки Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова", решение исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от 30 апреля 1968 г. N 7-875 "Об утверждении границ охранной зоны и зоны регулирования застройки Государственного музея-усадьбы В.Д. Поленова" (97 га), постановление Совета Министров РСФСР от 5 января 1983 г. N 5 "О мерах по дальнейшему сохранению и улучшению использования памятников и памятных мест Тульской и Калужской областей, связанных с жизнью и творчеством народного художника РСФСР В.Д. Поленова", постановление Совета Министров РСФСР от 28 февраля 1991 г. N 123 "О мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР", решение исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов от 28 февраля 1983 г. N 143 "О корректировке установленных границ охранной зоны и зоны охраняемого ландшафта Государственного историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова", решение Тульского облисполкома от 14 июня 1991 г. N 9-235 "Об утверждении зон охраны Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, правил застройки, благоустройства, содержания и режима их использования", приказ Министерства культуры и туризма Тульской области от 14 июля 2014 г. N 110 "О признании места бывшей усадьбы "Старое Бехово" (село Бехово, Заокский район, Тульская область) выявленным объектом культурного наследия.

Экспертной комиссией был выполнен сравнительный анализ всего комплекса данных по объектам культурного наследия, произведены исследование исторических сведений, градостроительный анализ рассматриваемой территории, границ территорий объектов культурного наследия - памятников и ансамблей, расположенных в границах Достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством В.Д. Поленова, ограничений на использование и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории Достопримечательного места, требований к хозяйственной деятельности в населенных пунктах, на территориях исторических природных ландшафтов и на землях транспорта. В обоснование выводов экспертами указано, что Достопримечательное место определяется не только в связи с памятью об одном из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и удивительными по красоте природными и культурными ландшафтами, послужившими для многих художников источником вдохновения, то есть важнейшим объектом охраны является совокупность панорам, выделенных авторами на этапе обоснования проектных предложений. В границах Достопримечательного места располагается ряд состоящих на государственной охране объектов культурного наследия - памятников и ансамблей, предлагаемые проектом границы их территорий обоснованы и в значительной мере подтверждены документально. Предусмотренные проектом ограничения позволяют сочетать сохранение мемориальной составляющей исторического ландшафта и развитие рекреационной функции территории.

Суд не усматривает оснований сомневаться в обоснованности и достоверности выводов экспертной комиссии, располагавшей необходимым и достаточным объемом материалов и документов, как представленных заказчиком, так и дополнительно собранных, исследованных экспертами в совокупности с данными, полученными в результате их выезда на место нахождения объекта.

Доводы административных истцов о недостоверности информации о категории и видах разрешенного использования их земельных участков, входящих в границы территории Достопримечательного места, повлиявшей, по их мнению, на результаты экспертизы и установление режимов использования этих земельных участков, являются несостоятельными, они ничем не подтверждены и опровергаются материалами заключения экспертов, из которых следует, что экспертами в полной мере исследовались правоустанавливающие документы в отношении категорий земель в границах территории Достопримечательного места, и особо отмечено, что в ряде случаев передача земель осуществлялась с нарушением режимов использования земель в границах зон охраны музея-заповедника, утвержденных в установленном порядке.

Статьей 48 Федерального закона N 73-ФЗ закреплено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (пункт 1).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Реестр, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным законом.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 приведенного кодекса (пункт 10 статьи 85). Правовой режим земель историко-культурного назначения регламентирован статьей 99 Кодекса.

По смыслу приведенных положений закона владение, пользование и распоряжение земельными участками в границах (и вне границ) населенных пунктов, расположенных на территории памятника, должно осуществляться с учетом установленных законом ограничений и целевого назначения. При этом изъятие земли культурного наследия, включая земли достопримечательных мест, у собственников земельных участков законом не предусмотрено.

С учетом изложенного ограничения по использованию земельных участков, расположенных в границах Достопримечательного места, установлены Минкультуры России в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия, земельного, градостроительного, водного законодательства Российской Федерации, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии нарушения прав и свобод административных истцов, в том числе права собственности на земельные участки, гарантированного статьей 36 Конституции Российской Федерации.

Исходя из того, что объект культурного наследия Достопримечательное место был принят на государственную охрану еще в 1949 году, решением Тульского облисполкома от 14 июня 1991 г. N 9-235 утверждены его зоны охраны, согласно которым строительство капитальных хозяйственных, промышленных сооружений, административных и жилых объектов без согласования с администрацией музея и органом охраны памятников истории, культуры и природы запрещалось. Приказом не было возложено на административных истцов каких-либо иных обязанностей, кроме уже существующих, в связи с чем не может быть признан обоснованным довод административных истцов о том, что Приказом на них как на собственников земельных участков, расположенных в режимах Р3 и Р6, возложены новые обязанности и ограничения.

Отсутствие сведений о границах территории объекта культурного наследия в едином государственном реестре недвижимости не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия (абзац второй пункта 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

Следовательно, Приказ не ограничивает права административных истцов на пользование, владение и распоряжение недвижимым имуществом.

Иные доводы административных истцов основаны на неправильном толковании норм материального права и не подтверждаются доказательствами по делу.

Учитывая, что Приказ и приложения N 1 и 2 к нему в оспариваемой части не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права административных истцов, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении коллективного административного искового заявления А.И., А.Э., А.А., Б.А.И., Б.А.А., Б.О.В., Б.А.Ю., Б.Д., Б.О.М., Б.Н., В.К., В.А., В.П., В.С., В.О., Г.Е., Г.К.П., Г.А.Д., Г.А.И., Г.М., Г.О., Г.Т., Г.Р., Г.К.О., Г.Г., Д.В., Д.С., Ж.С., Ж.Е., Ж.О.И., Ж.О.П., З.Г., З.А.В., З.А.Э., К.В., К.И.Ю., К.Г., К.О., К.М., К.И.А., К.Н.А., К.А., К.Н.В., К.А.В., К.А.П., К.Э., К.Т., К.А.В., К.О.Л., К.П., К.С., К.К., К.А.А., К.Е., К.О.В., Л.Л., Л.Е., Л.С., Л.В., Л.А., М.А.В., М.Н., М.Г., М.О.В., М.С.А., М.И., М.С.С., М.И., М.С.М., М.А.В., М.А.Н., М.О.А., М.О.В., Н.Т., Н.О., О., П.А.Н., П.Л.А., П.Д., П.М., П.В.В., П.А.С., П.А.С., П.С., П.И.А., П.И.В., П.В.А., П.Л.М., П.Ю., П.Е., Р.М., Р.М., Р.И., Р.Н., С.Г., С.А.А., С.Ю.И., С.М., С.С., С.А.В., С.Е., С.Ю.А., С.Ю.В., С.В., С.Д., Т.И., Т.П., Т.М., Т.А., У.Ю., У.О., Ф.О., Ф.В.В., Ф.Л., Ф.А., Ф.В.Н., Х.Г., Х.М.В., Х.А., Х.Е., Х.М.Б., Ч.И., Ч.Е., Ч.М., Ч.С., Ш.И., Ш.Ф., Ш.А., Ш.О., Щ. об оспаривании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 2221 "Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Поленово", расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район и Калужская область, Тарусский район" и приложений N 1 и 2 к нему отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"О внесении изменения в раздел 13 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)"
(ред. от 03.02.2023) "Об утверждении Положения о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере"
(утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 27.09.2013, протокол N 1) (ред. от 04.12.2017)
Ошибка на сайте