Решение Верховного Суда РФ от 25.10.2004 N ГКПИ04-1114
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2004 г. N ГКПИ04-1114
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим п. 2.5 Перечня должностей личного состава органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора, утвержденного Приказом МЧС России от 20 июня 2002 г. N 302, в части наделения заместителей начальников территориальных отделов государственного пожарного надзора органов управления правами государственного инспектора,
установил:
К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 6 пункта 1 изменений и дополнений в Перечень должностей личного состава органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора, утвержденных Приказом МЧС России от 18 декабря 2003 г. N 732, в части наделения заместителей начальников территориальных отделов государственного пожарного надзора органов управления правами государственного инспектора. Данные положения нормативного правового акта создают новую редакцию п. 2.5 Перечня должностей личного состава органов управлений и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора, утвержденного Приказом МЧС России от 20 июня 2002 г. N 302.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат закону, нарушают ее права и свободы, гарантированные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в соответствии с которым одними из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора). Она привлечена к административной ответственности должностным лицом органа, компетенция которого в соответствии с федеральным законом не соответствует предмету проводимого мероприятия по контролю. Таким образом, нарушено ее право на рассмотрение дела об административном правонарушении компетентным должностным лицом. Заявитель К. извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители заинтересованных лиц МЧС России Воронов С.П., Макаревич А.А., Минюста России Буланов А.В., Давыдовский И.Н. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственного управления и не нарушают права граждан и юридических лиц.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц МЧС России Воронова С.П., Макаревича А.А., Минюста России Буланова А.В., Давыдовского И.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июня 2002 г. N 302 утвержден Перечень должностей личного состава органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора (в ред. Приказа МЧС России от 18 декабря 2003 г. N 732).
В пункте 2 настоящего Перечня приведены наименования должностей (по штату) личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России, наделяемых правами государственного инспектора соответствующего уровня по пожарному надзору.
Так, в соответствии с п. 2.5 Перечня начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора органов управления, начальники отделов, подчиненных управлениям Специального управления ГУГПС МЧС России, в пределах обслуживаемой территории, одновременно по должности являются главными государственными инспекторами городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, а заместители начальников указанных отделов (отделений, инспекций) одновременно по должности являются заместителями главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяет главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
Как пояснили суду представители МЧС России Воронов С.П., Макаревич А.А., главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору определил такой Перечень, и он утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июня 2002 г. N 302, с изменениями и дополнениями от 18 декабря 2003 г. N 732.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет государственный пожарный надзор как специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами органов управления и подразделениями Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
По объяснениям представителя МЧС России Макаревича А.А. региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являются вышестоящими органами по отношению к территориальным органам управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
Территориальные отделы государственного пожарного надзора относятся к органам управления подразделения Государственной противопожарной службы, и в пункте 2.5 Перечня речь идет о правах заместителей начальников территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора как государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ч. 2 ст. 23.34 устанавливает, что рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, его заместители;
2) главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
3) главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;
4) государственные инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;
5) государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
6) государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что заместители начальников территориальных отделов государственного пожарного надзора не имеют права осуществлять государственный пожарный надзор на территории Российской Федерации, являются несостоятельными.
Наделение заместителей начальников территориальных отделов государственного пожарного надзора органов управления правами государственного инспектора не противоречит основным принципам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и организаций, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К. о признании недействующим п. 2.5 Перечня должностей личного состава органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора, утвержденного Приказом МЧС России от 20 июня 2002 г. N 302, в части наделения заместителей начальников территориальных отделов государственного пожарного надзора органов управления правами государственного инспектора - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.