Решение Верховного Суда РФ от 12.10.2017 N АКПИ17-705
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. N АКПИ17-705
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующими подпунктов "ж" и "з" пункта 2.4.3 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 258,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 258 утверждена Инструкция об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт опубликован 27 февраля 2006 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 30 января 2006 г., N 7427.
Пунктом 2.4.3 Инструкции установлен перечень документов, предоставляемых кадровыми аппаратами в пенсионный орган по месту жительства пенсионера для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Согласно подпункту "ж" данного пункта при необходимости подтвердить нахождение члена семьи на иждивении кормильца предоставляется справка из жилищных органов или органов местного самоуправления о нахождении членов семьи на иждивении умершего (погибшего) с указанием даты рождения и степени родства с кормильцем или акт обследования об установлении факта нахождения на иждивении (приложение N 4), или решение суда об установлении факта нахождения на иждивении кормильца, а подпункт "з" предусматривает представление справки из органа социальной защиты населения о том, что член семьи не получает пенсию по линии этого органа либо выплата пенсии прекращена (с указанием срока прекращения) - кроме случаев назначения второй пенсии по линии ФСИН России родителям сотрудника УИС, погибшего при исполнении служебных обязанностей.
М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных предписаний Инструкции, ссылаясь на то, что положения подпункта "ж" пункта 2.4.3 Инструкции обладают правовой неопределенностью, так как позволяют органам ФСИН России требовать документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении от лиц, которые признаются иждивенцами в силу закона; подпункт "з" пункта 2.4.3 Инструкции не соответствует частям 1 и 2 статьи 7, части 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации, поскольку обязывает заявителя отказаться от пенсии по линии органа социальной защиты населения до обращения за пенсией по потере кормильца. В обоснование своего требования административный истец указала, что после смерти супруга она обратилась в УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за назначением пенсии по случаю потери кормильца, право на которую у нее возникло в соответствии со статьями 29 и 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), на день обращения ей был 71 год, она получала пенсию по старости, однако в назначении пенсии по случаю потери кормильца ей отказали, поскольку ею не представлены документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении у умершего супруга, а также справка о прекращении выплаты получаемой ею пенсии и страховое свидетельство.
М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Ее представитель адвокат Стулов А.Н. поддержал административный иск, просил его удовлетворить.
Минюст России в письменных возражениях указал, что Инструкция утверждена федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, оспариваемые положения не противоречат актам большей юридической силы и не нарушают права административного истца.
В судебном заседании представители Минюста России Х. и Д., подержав изложенную в возражениях правовую позицию, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Компетенция Минюста России на принятие оспариваемого нормативного правового акта проверена Верховным Судом Российской Федерации вступившим в законную силу решением от 10 марта 2015 г. N АКПИ14-1568.
Статьей 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 закреплено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 этого закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 этого закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
В силу статьи 29 указанного закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" этой статьи. Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Согласно статье 7 поименованного закона лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Из анализа приведенных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 следует, что правом на назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям пенсионеров, указанных в статье 1 этого закона, обладают нетрудоспособные члены семьи, которые состояли на иждивении у умершего, в связи с его смертью утратили источник средств к существованию и не получают иную пенсию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Закрепленное в подпунктах "ж" и "з" пункта 2.4.3 Инструкции требование о необходимости представления документов, подтверждающих нахождение члена семьи на иждивении кормильца, и справки из органа социальной защиты населения о том, что член семьи не получает пенсию по линии этого органа либо выплата пенсии прекращена, корреспондирует приведенным нормам закона.
Перечисленные в пункте "ж" пункта 2.4.3 Инструкции документы, подтверждающие нахождение члена семьи на иждивении кормильца - справка из жилищных органов или органов местного самоуправления о нахождении членов семьи на иждивении умершего (погибшего) с указанием даты рождения и степени родства с кормильцем или акт обследования об установлении факта нахождения на иждивении (приложение N 4), или решение суда об установлении факта нахождения на иждивении кормильца, не содержат правовой неопределенности и полностью соответствуют приведенным нормам закона, а также Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), согласно которому к заявлению о назначении пенсии семье умершего пенсионера из числа военнослужащих должны быть приложены: свидетельство органа записи актов гражданского состояния (ЗАГСа) о смерти пенсионера (или документ о безвестном отсутствии), справка домоуправления, жилищно-эксплуатационной конторы или сельского Совета (или другие документы) о составе членов семьи пенсионера, находившихся на его иждивении, а в необходимых случаях также документы, указанные в подпунктах "в" и "г" этого пункта (пункт 147). В справке домоуправления, жилищно-эксплуатационной конторы или сельского Совета (или в других документах) о составе членов семьи кормильца, находившихся на его иждивении, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, год и месяц рождения и родственное отношение к кормильцу каждого из этих членов семьи с указанием, что они находились на его иждивении. В отношении членов семьи, которые проживают в городах и поселках городского типа в домах, принадлежащих отдельным гражданам, указанная выше справка выдается владельцем дома и должна быть подтверждена актом обследования, составленным представителем районного (городского) отдела социального обеспечения с участием представителя уличного комитета и ответственного по дому. Брачные отношения должны быть удостоверены свидетельством о браке или решением суда (в установленных случаях). Факт нахождения на иждивении при отсутствии соответствующих документов и невозможности их восстановления может устанавливаться решением суда (пункт 148).
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Требование об установлении лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, только одной пенсии по их выбору закреплено в статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Следовательно, довод административного истца о противоречии подпункта "з" пункта 2.4.3 Инструкции частям 1 и 2 статьи 7, части 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации является несостоятельным.
Принимая во внимание, что оспариваемые предписания не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления М. о признании недействующими подпунктов "ж" и "з" пункта 2.4.3 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 258, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА