Решение Верховного Суда РФ от 18.07.2006 N ГКПИ06-474
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2006 г. N ГКПИ06-474
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 и 5 пункта 7, абзацев 1 и 2 пункта 12 и пункта 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (далее - Положение),
установил:
заявитель обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемые пункты Положения противоречат Конституции РФ, Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации", Гражданскому кодексу РФ и без законных оснований ограничивают его права на совершение целого ряда действий, порождающих гражданские права и обязанности.
Заявитель в судебное заседание не явился, из поступившего в суд сообщения следует, что он согласен на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представители Правительства РФ Марьян Г.В. и Мешкова Н.О. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Положения требованиям Конституции РФ и указанных Федеральных законов не противоречат и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Как установлено судом, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 было утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, пунктом 7 (абзацы 1, 2, 3 и 5) которого предусмотрено, что паспорт гражданина действует:
от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
от 45 лет - бессрочно.
По достижению гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Пунктами 12 (абзацы 1 и 2) и 15 этого же Положения предусмотрено, что замена паспорта производится при достижении возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения.
Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения.
Оспаривая приведенные положения указанных пунктов, заявитель считает, что они противоречат ст. 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", которой установлено, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом, а не подзаконными правовыми актами, к каковым относится названное выше Положение.
Указанное Положение издано до принятия названного Федерального закона и поэтому его дальнейшее применение является незаконным.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", действительно, виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
Однако до настоящего времени такой закон не принят. При отсутствии законодательного регулирования по вопросам, требующим такого регулирования, Президент РФ в соответствии с предоставленными ему Конституцией РФ полномочиями вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании этих вопросов, при условии, что такие указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Правительству РФ было поручено утвердить до 1 июня 1997 г. образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
В силу части 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Исходя из приведенной нормы Конституции РФ, Правительство РФ, принимая Постановление об утверждении оспариваемого Положения, действовало в пределах, предоставленных ему вышеназванным Указом Президента РФ полномочий и возложенных на него Конституцией РФ обязанностей.
Оспариваемые пункты Положения определяют сроки действия паспорта гражданина, основания к его замене, устанавливают срок предоставления необходимых для получения или замены паспорта документов и личных фотографий и каких-либо вопросов, связанных с реализацией гражданских, трудовых и иных прав, на нарушение которых ссылается заявитель, не регулируют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых в указанной части пунктов Положения не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемые нормы Положения нарушают его права и ограничивают дееспособность лиц, вовремя не сменивших паспорт, не может быть признан обоснованным.
Пунктом 1 Положения, который заявителем не оспаривается, установлено, что паспорт гражданина РФ обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия и не связана с получением или заменой паспорта.
Наличие у граждан действующего паспорта необходимо для удостоверения личности, а также гражданства каждого из них, требование Положения о необходимости иметь паспорт направлено прежде всего на защиту прав граждан. Каких-либо ограничений в его получении или его замене каждым гражданином Российской Федерации Положение не содержит, и у заявителя не имелось препятствий к своевременной замене своего паспорта по истечении срока его действия.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о противоречии оспариваемых пунктов Положения требованиям Конституции РФ и федеральных законов, поскольку указанные им в заявлении нормы Конституции РФ и федеральных законов вопросы получения и замены паспорта гражданина Российской Федерации не регулируют и в связи с этим они не могут им противоречить. Эти вопросы в соответствии с действующим законодательством РФ должны регламентироваться, как уже отмечалось выше, специальным законом, а в его отсутствие - соответствующими нормативными правовыми актами, в данном случае оспариваемым Положением.
Исходя из обязанности каждого гражданина РФ иметь паспорт, названное Положение прав граждан на его получение или замену не нарушает, чего по существу не отрицает и сам заявитель.
Другие доводы, на которые заявитель ссылается в заявлении, также не могут служить основанием к его удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление С. о признании недействующими абзацев 1, 2, 3 и 5 пункта 7, абзацев 1 и 2 пункта 12 и пункта 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий - Судья
Верховного Суда РФ
Ю.Д.РЕДЧЕНКО