Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 23.06.2014 N АКПИ14-522

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2014 г. N АКПИ14-522

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим пункта 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009,

установил:

согласно пункту 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения в части, исключающей возможность издания изменений и (или) дополнений, вносимых в нормативные правовые акты на основе вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, содержащего в мотивировочной части толкование норм права, данное при производстве по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Заявитель считает оспариваемую норму противоречащей части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и нарушающей его права и свободы.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и законодательству Российской Федерации не противоречит, права и свободы заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения К., возражения представителей заинтересованного лица О. и Ч., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, утвердило в соответствии с полномочиями, предоставленными ему в соответствии со статьями 12, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Правила, пункт 1 которых устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти на издание нормативных правовых актов. Правила опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 33, в "Российской газете", 1997 г., 21 августа.

Пункт 1 Правил по своему содержанию полностью совпадает с подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", наделяющим федеральное министерство полномочием самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Оснований для вывода о несоответствии пункта 1 Правил в части, исключающей возможность издания изменений и (или) дополнений, вносимых в нормативные правовые акты на основе толкования норм права, данного в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, требованиям части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" не имеется. Данный пункт не содержит норм, исключающих такую возможность, и не препятствует федеральным органам исполнительной власти по своей инициативе в пределах предоставленной компетенции вносить в изданные ими нормативные правовые акты соответствующие поправки, в том числе с учетом содержащегося в мотивировочной части решения Верховного Суда Российской Федерации толкования норм права.

Оспариваемая К. правовая норма не может противоречить указанному федеральному конституционному закону, который по отношению к Правилам имеет иной предмет правового регулирования. Доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации обязано было включить в пункт 1 Правил положения, определяющие порядок и условия исполнения федеральными органами исполнительной власти вступившего в законную силу судебного акта, лишены правовых оснований. Эти вопросы в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" могут регулироваться исключительно федеральным законом.

С учетом изложенного оспариваемая правовая норма соответствует требованиям федерального закона, прав и свобод заявителя не нарушает, в связи с чем на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующим пункта 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
(ред. от 16.02.2017) "О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время" (вместе с "Правилами владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время")
"О внесении изменения в пункт 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 мая 2015 г. N 42"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 615 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний">
Ошибка на сайте