Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 02.02.2006 N ГКПИ05-1640

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 2 февраля 2006 г. N ГКПИ05-1640

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. и его представителя Комиссарова В.А. о признании недействующим абзаца 9 (фактически абз. 10) пункта 15 раздела 3 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 (далее - Правила),

установил:

Б. и его представитель Комиссаров В.А. обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил, содержащий запрет на употребление осужденными в местах лишения свободы нецензурных и жаргонных слов, не соответствует требованиям Федерального закона "О государственном языке в Российской Федерации" и необоснованно нарушает права заявителя на употребление таких слов по месту отбытия наказания.

В судебное заседание заявитель и его представитель не явились, представитель заявителя по доверенности с полным объемом прав, какие представлены законом заявителю, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства юстиции РФ Брагинский А.Д. и Генеральной прокуратуры РФ Дун О.Л. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, указав на то, что оспариваемый пункт Правил соответствует законодательству Российской Федерации и каких-либо прав заявителя не нарушает. При этом в порядке уточнения пояснили, что заявителем фактически оспаривается положение, содержащееся в абзаце 10 пункта 15 Правил, а не абзаце 9, как указано заявителем и его представителем в заявлении.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и обсудив доводы заявления, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ были утверждены "Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений", согласно абзацу 10 пункта 15 которых осужденным запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать и присваивать клички.

Согласно пункту 2 ст. 4 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" в целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка РФ соответствующие целевые программы.

Из объяснений представителей заинтересованных лиц следует, что нормативными актами, действующими в Российской Федерации, употребление нецензурной брани отнесено к наказуемым деяниям. В силу части 1 ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения.

Запрет осужденным употреблять нецензурные и жаргонные слова следует и из положений ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 82 названного выше Кодекса, согласно которым осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, к которым относятся и оспариваемые Правила. Оспариваемые положения Правил, по их мнению, конкретизируют указанные нормы УИК РФ и общепринятые нормы поведения осужденных, отбывающих наказание.

Приведенные объяснения представителей заинтересованных лиц полностью согласуются с требованиями пункта 6 ст. 1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", запрещающим при использовании русского языка как государственного языка РФ использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Более того, за употребление нецензурной брани в общественных местах Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность как за совершение мелкого хулиганства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое положение абзаца 10 пункта 15 Правил соответствует требованиям действующего законодательства РФ и каких-либо оснований для признания его недействующим не имеется.

Довод заявителя и его представителя о том, что Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" допускает возможность использования лексики, не соответствующей нормам русского языка, поскольку нецензурные выражения, по их мнению, являются значимой и неотъемлемой частью российской повседневной культуры, не может быть признан обоснованным.

Их ссылку при этом на положения ст. 3 вышеназванного Закона, допускающей возможность применения ненормативной лексики в случае, если она используется как часть художественного замысла, нельзя признать убедительной, так как данная норма не содержит какого-либо упоминания о разрешении употребления гражданами нецензурных выражений в общественных местах и тем более в местах отбытия осужденными наказания в виде лишения свободы.

Согласно уголовно-исполнительному законодательству основной обязанностью осужденных при отбытии наказания является соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

К злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания относятся оскорбление представителей администрации при отсутствии признаков преступления, мелкое хулиганство и другие нарушения (116 УИК РФ), то есть данное законодательство также не содержит какого-либо разрешения на употребление осужденными нецензурных выражений в местах лишения свободы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. и его представителя Комиссарова В.А. о признании недействующим абзаца 10 пункта 15 раздела 3 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда РФ

Ю.Д.РЕДЧЕНКО

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства">
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 19 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утв. Приказом Минюста РФ от 26.12.2006 N 383>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", "Порядком присоединения к общему процессу "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза")
Ошибка на сайте