Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 08.10.2003 N ГКПИ03-1056

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1056

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению конкурсного управляющего ОАО "Курскстройдеталь" Коробова В.Д. о признании недействующими: пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863 и пункта 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863,

установил:

конкурсный управляющий ОАО "Курскстройдеталь" Коробов В.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 2 Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863 и пункта 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта изданы с превышением полномочий Правительства РФ, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права.

В суде представитель заявителя по доверенности Пахтусов Д.С. поддержал заявленные требования и пояснил, что Правительство РФ, обязывая Фонд утвердить методику расчета капитализированных платежей, вышло за рамки своей компетенции, т.к. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает правила (порядок) капитализации повременных платежей.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Барулина В.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, т.к. оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Выслушав объяснения представителя заявителя по доверенности Пахтусова Д.С., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Барулиной В.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издало Постановление от 17 ноября 2000 г. N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Пунктом 2 настоящего Постановления поручено Фонду социального страхования Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.

Представитель Правительства РФ Барулина В.М. пояснила суду, что во исполнение Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863 Фонд социального страхования РФ Постановлением от 30 июля 2001 г. N 72 утвердил методику расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей.

Методика согласована с Минтрудом России, Минэкономразвития России и ФСФО России.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

В силу статьи 12 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации и руководить их работой.

Положения пункта 2 Постановления о разработке и утверждении нормативно-технического акта адресованы Фонду социального страхования РФ как учреждению при Правительстве РФ и не затрагивают права и законные интересы заявителя.

Согласно пункту 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863, ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением от 17 ноября 2000 г. N 863 Правительство РФ утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Настоящий Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.

Конкурсный управляющий рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с утвержденной Методикой.

Доводы заявителя о том, что Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, обязывая ФСС России утвердить методику расчета капитализированных платежей и определив, что порядок (условия) капитализации повременных платежей должны регулироваться Методикой ФСС России, являются несостоятельными.

Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации в пункте 2 статьи 1093 предусматривает, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определение порядка возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, установлены Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Формирование средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется за счет различных средств, в т.ч. капитализированных платежей, поступающих в случае ликвидации страхователей.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации страхователя - юридического лица вносятся страховщику в порядке, определяемом Правительством РФ.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обусловил наступлением определенного события и временным периодом, при этом порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей законодатель отнес к компетенции Правительства РФ (статья 135 настоящего Закона).

Если заявитель полагает, что расчет размера капитализированных платежей по утвержденной Методике не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, то он не лишен возможности в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, заявление конкурсного управляющего Коробова В.Д. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление конкурсного управляющего ОАО "Курскстройдеталь" Коробова Владимира Дмитриевича о признании недействующими: пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863 и пункта 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих">
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 3.8 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", утв. Приказом МВД РФ от 26.05.1997 N 310>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично незаконными пунктов 1, 4 и 10 "Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утв. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607>
"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, и их использования"
Ошибка на сайте