Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2014 N АКПИ14-422
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. N АКПИ14-422
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сочинского общественного гражданского движения "Закон и Порядок" о признании частично недействующим пункта 10.4 Положения о Сочинском национальном парке, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 411,
установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 411 утверждено Положение о Сочинском национальном парке (далее - Положение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 октября 2013 г., N 30124, и опубликован 14 октября 2013 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 11 октября 2013 г. в "Российской газете".
В соответствии с пунктом 10.4 Положения в зоне хозяйственного назначения допускаются: временное складирование бытовых отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (абзац пятнадцатый); эксплуатация существующих (действующих) полигонов по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, для размещения отходов производства и потребления с целью обеспечения функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов (абзац шестнадцатый).
Сочинское общественное гражданское движение "Закон и Порядок" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев пятнадцатого и шестнадцатого пункта 10.4 Положения, ссылаясь на то, что использование национального парка в указанных в оспариваемых нормах целях не соответствует задачам создания и функционирования национального парка, установленным статьей 13 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ) и нарушает конституционные права на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, установленные статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Сочинского общественного гражданского движения "Закон и Порядок" Ш. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации М., представители Министерства юстиции Российской Федерации П., К. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не противоречат Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ и не нарушают права и законные интересы граждан.
Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт издан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ), пунктом 5.2.35 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
В силу статьи 15 поименованного закона в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в частности, зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка (подпункт "д" пункта 1); дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5).
Пунктом 10 Положения на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в частности зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Сочинского национального парка и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ предусмотрено, что земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно пункту 3 которой отношения в области обращения с отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ), согласно которому накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (статья 1).
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебном заседании пояснили, что в границах Сочинского национального парка расположены 73 сельских населенных пункта и более тысячи коллективных садов, отсутствие мест временного складирования бытовых отходов приведет к негативному воздействию на природные комплексы и объекты национального парка.
В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду абзацем пятнадцатым пункта 10.4 Положения предусмотрена возможность организации сбора и временного складирования бытовых отходов на территории зоны хозяйственного назначения. При этом названная норма не позволяет действовать вне рамок, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Временное складирование бытовых отходов на территории хозяйственного назначения национального парка не отнесено статьей 15 Федерального закона к запрещенной деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, которая противоречит целям и задачам национального парка, а поэтому абзац пятнадцатый пункта 10.4 Положения соответствует приведенным положениям федерального законодательства и не нарушает прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункты 1, 6, 7).
Абзац шестнадцатый пункта 10.4 Положения допускает в зоне хозяйственного назначения эксплуатацию существующих (действующих) полигонов по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Поскольку на территории Сочинского национального парка в настоящее время нет ни одного действующего полигона или иного объекта размещения отходов, внесенного в государственный реестр, оспариваемое положение не нарушает прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Сочинского общественного гражданского движения "Закон и Порядок" о признании частично недействующим пункта 10.4 Положения о Сочинском национальном парке, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 411, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА