Решение Верховного Суда РФ от 04.06.2014 N АКПИ14-423
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. N АКПИ14-423
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании частично недействующими пунктов 49, 57 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432,
установил:
пункт 49 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432 (далее - Правила), предусматривает, что бланк свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (далее - бланк свидетельства) заполняется в соответствии с содержанием записи акта гражданского состояния. Наличие исправлений в свидетельстве о государственной регистрации акта гражданского состояния не допускается.
Пункт 57 Правил устанавливает, что на бланке свидетельства, выданного взамен утраченного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в верхнем правом углу делается пометка "повторное", которая выполняется от руки, либо с использованием компьютера, либо путем проставления штампа. Бланк свидетельства заполняется в соответствии с содержанием записи акта гражданского состояния на момент выдачи свидетельства с учетом исправлений или изменений, содержащихся в ней.
Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений в той мере, в которой установленное ими требование о заполнении свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствии с содержанием записи этого акта распространяется на сведения о национальной принадлежности. Заявитель полагает, что орган записи актов гражданского состояния (далее - орган ЗАГС) обязан указывать национальность в повторном свидетельстве о государственной регистрации акта гражданского состояния согласно его волеизъявлению на момент выдачи этого свидетельства независимо от того, какие сведения содержатся в актовой записи, в соответствии с которой выдается повторное свидетельство. В связи с этим считает, что данные нормы в оспариваемой части противоречат статьям 59 и 61 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) и неправомерно возлагают на него обязанность вносить исправления и изменения в сведения о национальности, содержащиеся в записи акта гражданского состояния, и оплачивать за данные действия госпошлину в размере 400 рублей, предусмотренную пунктом 5 части 1 статьи 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации, а не в сумме 200 рублей за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), представляющее интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что в записях актов гражданского состояния национальность указывается со слов лиц, в отношении которых регистрируется акт гражданского состояния. Документального подтверждения национальности не требуется. При этом сведения, подлежащие указанию в свидетельстве, должны соответствовать сведениям, содержащимся в записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается данный документ. В случае, если в записи акта гражданского состояния имеются неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки, данная запись подлежит изменению в порядке, установленном Федеральным законом.
Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Минюста России А., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, Верховный Суд Российской Федерации считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Правила утверждены во исполнение положений пункта 4 статьи 6 Федерального закона, опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 17.
Статья 47 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей (пункт 2); исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами (пункт 3); органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния (пункт 4).
Согласно статье 6 Федерального закона государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния (пункты 2 и 3).
Данный Федеральный закон предусматривает внесение сведений о национальности, которая указывается по желанию заявителя, в содержание записи акта гражданского состояния, в частности о заключении брака, перемене имени. В свидетельстве о перемене имени национальность лица, переменившего имя, указывается только в том случае, если она указана в записи акта о перемене имени (пункт 1 статьи 29, статьи 61 и 62).
Порядок заполнения бланков свидетельств, в том числе и повторных, которые согласно пункту 1 статьи 9 этого Федерального закона выдаются в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, определен Правилами.
Таким образом, свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния выдаются на основании записей, к содержанию каждой из которых Федеральным законом устанавливаются конкретные требования, в том числе предусматривающие для лица правовую возможность определять или не определять, указывать или не указывать свою национальную принадлежность в виде включения сведений о национальности в качестве элемента этой записи. При этом федеральный законодатель закрепляет правило, согласно которому сведения, подлежащие указанию в свидетельстве, должны соответствовать сведениям, содержащимся в записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается документ, что означает отражение в свидетельстве данных, которые зафиксированы в записи на момент ее составления с учетом исправлений и изменений. Данное правило распространяется и на включенные в содержание записи в качестве ее элемента сведения о национальности, если они имеются в этой записи акта гражданского состояния.
Установленные оспариваемыми предписаниями требования о заполнении бланков свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствии с содержанием записи акта гражданского состояния на момент выдачи свидетельства с учетом исправлений или изменений, содержащихся в ней, полностью соответствуют приведенным законоположениям и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Доводы заявителя о том, что орган ЗАГС обязан указывать национальность в повторном свидетельстве о перемене имени согласно его волеизъявлению на момент выдачи этого свидетельства, независимо от того, какие сведения содержатся в актовой записи, в соответствии с которой выдается повторное свидетельство, являются необоснованными. Перечень сведений, которые подлежат внесению в свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, определен Федеральным законом конкретно для каждого документа, и в силу взаимосвязанных положений пункта 3 статьи 6 и статьи 62 этого закона национальность лица, переменившего имя, вносится в свидетельство согласно данным, зафиксированным в записи акта о перемене имени.
Утверждение Н. о том, что первая запись акта о перемене его имени содержит неправильные сведения о национальности заявителя и не соответствуют данным о национальности, содержащимся в последующих свидетельствах о перемене имени, фактически сводится к требованию о внесении изменений в эту запись акта гражданского состояния, которая подлежит исправлению по правилам статьи 69 Федерального закона, предусматривающей такую возможность, если требуется устранение неправильной записи.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является в том числе заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 70 названного Федерального закона.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные предписания неправомерно возлагают на него обязанность вносить исправления и изменения в неправильную запись акта гражданского состояния и оплачивать госпошлину за совершение указанных действий, не основаны на содержании приведенных выше норм Федерального закона и не могут расцениваться как нарушающие его права.
Пункты 49 и 57 Правил в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушают.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Н. о признании частично недействующими пунктов 49, 57 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА