Решение Верховного Суда РФ от 27.02.2007 N ГКПИ06-1627
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1627
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим абзаца 3 пункта 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 134/973-2, в редакции от 29 декабря 2005 г. N 164/1084-4,
установил:
пункт 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 134/973-2, в редакции от 29 декабря 2005 г. N 164/1084-4 (далее - Положение), содержит определения терминов и понятий, применяемых для целей Положения.
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 3 пункта 1.6 Положения, которым предусмотрено, что для целей Положения местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, по адресу которого гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета, о чем имеется отметка в паспорте гражданина Российской Федерации.
В заявлении указано, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.
М. имеет регистрацию по месту жительства в г. Домодедово Московской области, хотя преимущественно проживает в г. Гаджиево Мурманской области, где зарегистрирован по месту пребывания. Оспариваемая норма препятствует ему принимать участие в выборах органов местного самоуправления и органов государственной власти в месте, где он преимущественно проживает.
По мнению заявителя, Положение в оспариваемой части нарушает его конституционное право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления и противоречит Конституции Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель, а также его представители Майструк Т.П. и Хайрулина С.А. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении.
Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Гришина И.Е. требование М. не признала и просила отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Положения не противоречит законодательству Российской Федерации.
Заслушав объяснения заявителя и его представителей, представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
В силу подпункта 5 статьи 2 Закона под понятием "адрес места жительства", применяемым для целей данного Закона, понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что наличие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту его жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации как необходимое условие включения этого гражданина в список избирателей для участия в выборах установлено непосредственно Законом, а не Положением.
Следовательно, содержащееся в абзаце 3 пункта 1.6 Положения понятие "место жительства" Закону не противоречит и оснований для признания оспариваемого предписания недействующим не имеется.
С доводом заявителя о том, что абзац 3 пункта 1.6 Положения не соответствует статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд согласиться не может, поскольку используемые в Положении термины и понятия приняты для реализации целей именно Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П, право свободного выбора места жительства не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 1.5 Положения оно разработано в том числе и с учетом требований Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Из содержания абзаца 3 пункта 1.6 Положения видно, что он в части слов "жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение" представляет собой дословное воспроизведение соответствующих слов части третьей статьи 2 названного Закона.
Компетенция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на утверждение оспариваемого Положения закреплена в пункте 11 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
М. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ