Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.03.2016 N 4
КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 29 марта 2016 г. N 4
ОБ ОБЩИХ ПОДХОДАХ
К ТРЕБОВАНИЯМ ПО СЕРТИФИКАТУ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ПОРЯДКУ ЕГО ВЫДАЧИ
Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии со статьей 18 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
рекомендует государствам - членам Евразийского экономического при разработке нормативных актов определять порядок выдачи, отказа в выдаче, продления срока действия, приостановления действия и прекращения действия сертификата безопасности, а также порядок проведения аудитов системы управления безопасности, включая требования к системе управления безопасностью, с учетом Общих подходов к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи согласно приложению.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
Т.САРКИСЯН
Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 29 марта 2016 г. N 4
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ
К ТРЕБОВАНИЯМ ПО СЕРТИФИКАТУ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ПОРЯДКУ ЕГО ВЫДАЧИ
I. Общие положения
1. Настоящий документ разработан с учетом пунктов 3 и 7 приложения N 1 к приложению N 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) в целях обеспечения государствами - членами Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) безопасности на железнодорожном транспорте и снижения рисков возникновения при организации, осуществлении и обеспечении перевозочного процесса нарушений, которые могут причинить вред жизни, здоровью человека, окружающей среде, нанести ущерб имуществу пользователей услуг по перевозке, участников перевозочного процесса и третьих лиц на территории Союза, и определяет порядок выдачи сертификата безопасности, в том числе требования к разработке и внедрению перевозчиком системы управления безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
2. Для целей настоящего документа используются понятия, которые означают следующее:
"аудит системы управления безопасностью" - систематический процесс диагностики системы управления безопасностью и оценки ее соответствия установленным требованиям;
"процедуры" - установленный способ осуществления деятельности или процесса;
"система управления безопасностью" - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов управления, охватывающих процессы планирования, подготовки и выполнения операций, мониторинга, контроля и анализа и направленных на обеспечение выполнения установленных требований к безопасности перевозочного процесса и снижение рисков причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, нанесения ущерба имуществу пользователей услуг по перевозке, участников перевозочного процесса и третьих лиц;
"участник перевозочного процесса" - организация железнодорожного транспорта государства-члена, участвующая в перевозочном процессе.
Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Протоколом о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
3. Основными принципами обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте являются:
а) системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности;
б) приоритет превентивных мер;
в) соблюдение баланса интересов пользователей услуг, участников перевозочного процесса, общества и государства.
4. Порядок выдачи, отказа в выдаче, продления срока действия, приостановления действия и прекращения действия сертификата безопасности, а также порядок проведения аудитов системы управления безопасности, включая требования к системе управления безопасностью, определяются законодательством государства-члена, на территории которого расположены объекты инфраструктуры.
II. Общие требования к системе управления безопасностью
5. В целях выполнения требований к обеспечению безопасности перевозочного процесса перевозчиком разрабатывается, документально оформляется, внедряется, поддерживается в актуальном состоянии и постоянно улучшается система управления безопасностью в соответствии с установленными принципами и требованиями.
6. В целях внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения системы управления безопасностью перевозчиком:
а) реализуется политика в области обеспечения безопасности перевозочного процесса;
б) планируются, устанавливаются и внедряются процессы, необходимые для реализации политики в области обеспечения безопасности перевозочного процесса;
в) внедряются и применяются процедуры, описывающие порядок осуществления деятельности или процесса, в том числе процедуры управления рисками, несоответствиями, корректирующими действиями, проведения внутренних аудитов, управления документацией и записями;
г) определяются функции, полномочия и ответственность подразделений и должностных лиц по вопросам обеспечения безопасности;
д) определяются и обеспечиваются ресурсы, необходимые для реализации политики в области обеспечения безопасности перевозочного процесса и осуществления процессов;
е) устанавливаются критерии и методы, гарантирующие, что управление этими процессами и контроль осуществляются результативно;
ж) проводятся мониторинг и анализ осуществления процессов;
з) осуществляются действия, необходимые для достижения запланированных результатов и непрерывного улучшения процессов;
и) осуществляются действия, необходимые для предупреждения технических сбоев, устранения их причин и предупреждения рисков;
к) осуществляются меры, направленные на постоянное улучшение системы управления безопасностью;
л) осуществляются иные действия для поддержания результативности системы управления безопасностью.
7. При реализации политики в области обеспечения безопасности перевозочного процесса устанавливается приоритет безопасности услуг железнодорожного транспорта, обеспечивается основа для определения целей в области обеспечения безопасности перевозочного процесса.
8. Система управления безопасностью должна включать в себя процессы и процедуры, обеспечивающие:
а) соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами государств-членов и актами оператора инфраструктуры в области обеспечения безопасности перевозочного процесса;
б) проведение с установленной периодичностью оценки соответствия деятельности перевозчика установленным требованиям;
в) реализацию мер по идентификации опасностей и управлению рисками в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, включая определение методов, лиц, ответственных за выявление опасностей, оценку рисков, разработку плана мероприятий или корректирующих действий, а также их реализацию;
г) ведение учета и анализ причин нарушений безопасности на железнодорожном транспорте;
д) наличие уровня подготовки и квалификации кадров, необходимого для выполнения установленных требований;
е) соответствие железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры, принадлежащих перевозчику и задействованных в перевозочном процессе, а также условий их эксплуатации установленным требованиям при организации, осуществлении и обеспечении перевозочного процесса.
9. Перевозчиком осуществляется контроль процессов, переданных для исполнения сторонней организации и влияющих на соответствие системы управления безопасностью установленным требованиям.
10. Перевозчиком с установленной периодичностью проводится внутренний аудит системы управления безопасностью.
III. Общие требования к порядку выдачи
сертификата безопасности
11. Порядок проведения сертификации системы управления безопасностью включает в себя:
а) подачу перевозчиком в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого расположены объекты инфраструктуры (далее - уполномоченный орган), заявки в установленном порядке;
б) рассмотрение заявки на предмет ее соответствия требованиям, установленным законодательством государства-члена;
в) проведение при необходимости уполномоченным органом аудита системы управления безопасностью в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого расположены объекты инфраструктуры;
г) принятие уполномоченным органом решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата безопасности.
12. Все документы, подаваемые в целях получения сертификата безопасности, представляются на русском языке либо на государственном языке государства-члена, на территории которого зарегистрирован оператор инфраструктуры, и не должны содержать исправлений или дополнений, а в случае их представления на ином языке - сопровождаются заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
13. К проведению аудита системы управления безопасностью могут быть привлечены по решению уполномоченного органа специалисты оператора инфраструктуры, а также соответствующих организаций.
14. Общий срок сертификации не должен превышать 3 месяцев с даты подачи заявки до принятия уполномоченным органом решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата безопасности.
15. Сертификат безопасности оформляется уполномоченным органом по форме согласно приложению.
16. Сертификат безопасности выдается уполномоченным органом с указанием срока действия. Срок действия сертификата безопасности составляет не менее 1 года и не более 5 лет.
17. Сертификат безопасности не подлежит передаче другому лицу.
18. В выдаче сертификата безопасности может быть отказано в следующих случаях:
а) представленные перевозчиком документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством государств-членов;
б) по результатам аудита система управления безопасностью перевозчика не соответствует требованиям, установленным законодательством государств-членов;
в) перевозчик отказывается от проведения аудита системы управления безопасностью или препятствует этому.
19. В случае отказа в выдаче сертификата безопасности уполномоченный орган выдает перевозчику заключение с указанием причин отказа.
Приложение
к Общим подходам к требованиям
по сертификату безопасности
на железнодорожном транспорте
и порядку его выдачи
ФОРМА СЕРТИФИКАТА БЕЗОПАСНОСТИ