"Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по применению средствами массовой информации Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Утверждаю
Министр Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций
М.Ю.ЛЕСИН
21 сентября 1999 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ,
ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", далее "Закон", определен порядок и условия проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов через средства массовой информации.
Целями настоящих методических рекомендаций являются:
- разъяснение порядка предоставления организациями телерадиовещания эфирного времени для размещения предвыборной агитации;
- разъяснение порядка размещения предвыборной агитации редакциями периодических печатных изданий;
- разъяснение положений об ответственности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий за нарушение требований законодательства по размещению предвыборных агитационных материалов.
I. Понятие и виды предвыборной агитации,
распространяемой средствами массовой информации
Пункт 2 статьи 8 Закона определяет предвыборную агитацию как осуществляемую в допускаемых Законом формах и законными методами деятельность граждан Российской Федерации, политических, общественных объединений, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, за любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов или против него.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Закона предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, об избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом согласно пункту 5 статьи 55 Закона избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно избрать формы своей предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях.
При применении данного пункта Закона организациям телерадиовещания, обязанностью которых в соответствии с Законом является предоставление бесплатного эфирного времени для размещения предвыборной агитации, следует обратить внимание на определенные, предусмотренные Законом, исключения из положения о праве указанных субъектов избирательного процесса на самостоятельный выбор форм предвыборной агитации в электронных средствах массовой информации. Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 56 Закона одна треть выделенного бесплатного времени должна быть использована для проведения совместных агитационных мероприятий, к которым Закон относит дискуссии, "круглые столы" и иные аналогичные мероприятия.
Исходя из анализа определения предвыборной агитации, приводимого в Законе, можно сделать вывод, что предвыборная агитация является специфическим видом массовой информации, которому присущи следующие отличительные признаки:
- явная политическая направленность информации;
- наличие информации, побуждающей или имеющей целью побудить избирателей к участию в выборах;
- выраженный в прямой или косвенной форме призыв к голосованию за или против любого зарегистрированного кандидата, любой зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральный список кандидатов.
При размещении такого вида предвыборной агитации, как политическая реклама, средствам массовой информации следует обращать внимание на тот факт, что на политическую рекламу не распространяются требования, установленные для рекламораспространителей, рекламодателей и рекламопроизводителей Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (статья 1, пункт 4). Размещение политической рекламы регулируется только общими требованиями избирательного законодательства Российской Федерации, установленными для предвыборной агитации.
II. Порядок размещения предвыборных агитационных
материалов организациями телерадиовещания
1. Общие требования, установленные Законом для всех
организаций телерадиовещания, осуществляющих размещение
предвыборных агитационных материалов
Закон устанавливает следующие основные требования к порядку размещения предвыборных агитационных материалов, которые распространяются на организации телерадиовещания, обязанные в соответствии с Законом предоставлять эфирное время для размещения предвыборных агитационных материалов, а также на организации телерадиовещания, которым Законом предоставлено право самостоятельного решения вопроса об участии или неучастии в размещении предвыборных агитационных материалов:
а) Предоставление равных условий для размещения предвыборных агитационных материалов избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам.
В зависимости от вида организации телерадиовещания, формы собственности, источника финансирования и т.д. существуют определенные различия в установленных Законом способах реализации данного требования.
б) Декларирование тарифов на платные услуги по размещению предвыборных агитационных материалов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона, а также в соответствии с пунктом 12 статьи 56 Закона размеры и условия оплаты предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов платного эфирного времени должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания не позднее чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов.
в) Ведение отдельного учета эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов, и предоставление данных этого учета в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (формы учета эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации). Предоставление по запросам соответствующих избирательных комиссий документов, подтверждающих согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на оказание и оплату услуг по размещению предвыборных агитационных материалов.
г) Запрет на прерывание передач предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ и услуг (пункт 22 ст. 56 Закона).
д) Оплата услуг по размещению предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков из средств соответствующих избирательных фондов. Ответственность за выполнение данного требования Закона несут соответственно зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки.
е) Хранение записей теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборные агитационные материалы, в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир, хранение учетных документов о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени, указанных в пункте 9 ст. 55 Закона, в течение пяти лет со дня голосования (пункт 25 статья 56).
Пунктом 18 статьи 56 Закона установлены общие требования к договорам на предоставление платного эфирного времени для размещения предвыборных агитационных материалов, а именно: "В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир".
Кроме того, пунктом 19 ст. 56 Закона предусмотрено условие о предварительной оплате предоставляемого эфирного времени, согласно которому: "Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не позднее чем за два дня до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается...".
При заключении договоров на предоставление платного эфирного времени для размещения предвыборных агитационных материалов организациям телерадиовещания следует обратить внимание на то обстоятельство, что Закон не ограничивает права указанных организаций телерадиовещания по установлению в договорах более ранних сроков оплаты эфирного времени. Кроме того, при заключении указанных договоров рекомендуется учитывать положения гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и предусматривать порядок возмещения фактически понесенных организациями телерадиовещания расходов в случае одностороннего отказа зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока от услуг по размещению предвыборных агитационных материалов.
Согласно пункту 2 статьи 54 Закона со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов организации, проводящие связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций в соответствующие избирательные комиссии для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться лицам, указанным в пункте 1 статьи 29 Закона, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи, не менее одного месяца со дня выхода в эфир, а также сохранять регистрационные журналы, фиксирующие даты и время выхода в эфир, темы передач, информацию об авторах, ведущих и участниках - не менее одного года с даты последней записи в регистрационном журнале.
В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона организации телерадиовещания обязаны предоставлять соответствующим избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.
2. Требования, установленные Законом
для информационных телерадиопрограмм, распространяемых
телерадиовещательными организациями в период
избирательной кампании
2.1. В соответствии с пунктом 24 статьи 56 Закона установлены следующие требования к информационным теле- и радиопрограммам, распространяемым организациями телерадиовещания в период избирательной кампании:
- в информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев;
- такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками;
- в указанных информационных блоках не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности.
3. Организации телерадиовещания, участвующие
в освещении избирательного процесса, размещении
предвыборной агитации
На основании Закона можно выделить следующие категории организаций телерадиовещания, участвующих в освещении избирательного процесса, размещении предвыборных агитационных материалов:
1) К первой категории относятся организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения, и (или) в случае, если эти организации финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее по тексту - "Государственные телерадиовещательные организации").
Отличительными особенностями правового регулирования порядка предоставления эфирного времени для размещения предвыборных агитационных материалов зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам государственными телерадиовещательными организациями являются:
- обязанность размещения предвыборных агитационных материалов как на бесплатной, так и на платной основе;
- специальные сроки для размещения предвыборных агитационных материалов, установленные только для указанных организаций. Так, в соответствии с положениями Закона (пункт 3 статьи 56) эфирное время для размещения предвыборных агитационных материалов на платной и бесплатной основе предоставляется только в период, который начинается за тридцать дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, по рабочим дням;
- предоставление бесплатного и платного эфирного времени на основе жеребьевки;
- в соответствии с пунктом 23 статьи 56 Закона запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 Закона, трансляцией иных теле- и радиопрограмм;
- в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона государственные телерадиовещательные организации должны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном Законом. При этом расходы государственных телерадиовещательных организаций производятся за счет их текущего бюджетного финансирования.
Перечни государственных телерадиовещательных организаций публикуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Устанавливая признаки данных организаций телерадиовещания, Закон о выборах констатирует учредительство в них государственных организаций и (или) бюджетное финансирование в определенной доле.
Предоставляемое для размещения предвыборных агитационных материалов бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
Государственные телерадиовещательные организации, в зависимости от зоны вещания, Закон разделяет на две группы:
1) Организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций - "государственные общероссийские телерадиовещательные организации").
Государственные общероссийские телерадиовещательные организации обязаны осуществлять предоставление бесплатного эфирного времени для размещения предвыборных агитационных материалов избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 55 Закона зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в общефедеральную часть федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, избирательного блока, не вправе использовать бесплатное эфирное время на каналах государственных общероссийских телерадиовещательных организаций.
Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из данных организаций телерадиовещания должна предоставить избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, для размещения предвыборных агитационных материалов, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням, в период, установленный в пункте 3 ст. 56 Закона.
2) Организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения государственных общероссийских телерадиовещательных организаций (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций - "государственные региональные телерадиовещательные организации").
Данные организации телерадиовещания обязаны осуществлять предоставление бесплатного эфирного времени для размещения предвыборных агитационных материалов региональным группам кандидатов и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, избирательного блока, вправе использовать бесплатное эфирное время на каналах государственных региональных телерадиовещательных организаций либо как кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов.
Общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого данными организациями телерадиовещания для размещения предвыборных агитационных материалов, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования. В случае, если общее время вещания соответствующей организации телерадиовещания менее двух часов в день, бесплатное эфирное время для размещения предвыборных агитационных материалов предоставляется в объеме, составляющем не менее одной четвертой части общего времени вещания.
Для государственных телерадиовещательных организаций Законом устанавливается следующий порядок предоставления бесплатного эфирного времени.
В соответствии с пунктом 7 статьи 56 Закона одна треть общего объема выделяемого организациями телерадиовещания бесплатного эфирного времени должна быть предоставлена для совместных агитационных мероприятий (дискуссий, "круглых столов" и т.д.). При выделении эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий на каналах организаций телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующих подразделений организаций телерадиовещания, указанных в пункте 2 статьи 55 Закона (государственные региональные телерадиовещательные организации), расчет и выделение эфирного времени производятся раздельно для совместных агитационных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов с учетом соотношения, указанного в пункте 6 статьи 56 Закона. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, избирательные блоки, региональные группы кандидатов соответственно должны быть допущены на равных основаниях.
Предоставление бесплатного эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий осуществляется организациями телерадиовещания самостоятельно. В данном случае организации телерадиовещания вправе самостоятельно определять порядок доступа зарегистрированных кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков к указанному эфирному времени, с учетом положений статьи 56 Закона.
В соответствии с пунктом 8 ст. 56 Закона отказ зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, региональной группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения объема эфирного времени, предоставляемого им на бесплатной основе.
В соответствии с пунктом 9 статьи 56 Закона оставшаяся часть (две трети) бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях соответственно между зарегистрированными кандидатами, между региональными группами кандидатов, между избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56 Закона:
- даты и время выхода в эфир (на бесплатной основе) предвыборных агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков определяются по результатам жеребьевки, проводимой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания;
- даты и время выхода в эфир (на бесплатной основе) предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов определяются по результатам жеребьевки, проводимой избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Закона жеребьевка по предоставлению бесплатного эфирного времени проводится в течение недели по завершении регистрации кандидатов, списков кандидатов.
При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 29 Закона.
Согласно пункту 10 статьи 56 результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в периодических печатных изданиях, указанных соответственно в пунктах 2, 3 статьи 55 Закона, на основании информации, поступившей от соответствующих избирательных комиссий.
Закон не возлагает обязанность публикации результатов жеребьевки по бесплатному эфирному времени на телерадиовещательные организации, исходя из смысла пункта 10 статьи 56, результаты жеребьевки должны быть опубликованы конкретной избирательной комиссией, проводившей жеребьевку.
Для государственных телерадиовещательных организаций Законом устанавливается особый порядок предоставления платного эфирного времени.
Наравне с бесплатным эфирным временем Закон возлагает на государственные телерадиовещательные организации обязанность по предоставлению платного эфирного времени.
В соответствии с пунктом 12 статьи 56 Закона государственные телерадиовещательные организации обязаны резервировать эфирное время для размещения предвыборных агитационных материалов зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликованы организациями телерадиовещания не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 55 Закона:
государственные общероссийские телерадиовещательные организации заключают договоры на услуги по размещению предвыборных агитационных материалов на платной основе с избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов;
государственные региональные телерадиовещательные организации, а также соответствующие подразделения государственных общероссийских телерадиовещательных организаций заключают договоры на услуги по размещению предвыборных агитационных материалов на платной основе соответственно с избирательными объединениями, избирательными блоками, в которые вошли региональные группы кандидатов, и кандидатами, зарегистрированными по одномандатным избирательным округам.
Отличительной особенностью правового регулирования предоставления платного эфирного времени для размещения предвыборных агитационных материалов государственными телерадиовещательными организациями является обязанность указанных организаций по резервированию платного эфирного времени, а также ограничения по объемам эфирного времени, предоставляемого кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам на платной основе. Общий объем эфирного времени, резервируемого для платного предоставления каждой государственной телерадиовещательной организацией, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого указанными организациями в соответствии с Законом (пункт 5 статьи 56), но и не может превышать его более чем в два раза. Каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов (с учетом требований пункта 6 статьи 56 Закона) либо избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.
Платное эфирное время предоставляется государственными телерадиовещательными организациями в период, который начинается за 30 (тридцать) дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, по рабочим дням.
Даты и время выхода в эфир платных предвыборных агитационных материалов на каналах государственных телерадиовещательных организаций определяются по результатам жеребьевки, проводимой указанными организациями с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков. Жеребьевка проводится в течение недели по завершении регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Договор на услуги по размещению предвыборных агитационных материалов на платной основе заключается в соответствии с результатами жеребьевки.
Согласно пункту 15 статьи 56 Закона в случае, если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, региональная группа кандидатов после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за два дня до выхода в эфир сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
2) Ко второй категории относятся организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления либо если указанные организации финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов за счет средств, выделенных органами местного самоуправления.
Указанные организации телерадиовещания вправе начинать размещение предвыборных агитационных материалов после окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов, т.е. за 45 дней до дня голосования.
Обязанность по предоставлению бесплатного эфирного времени на указанные организации телерадиовещания Законом не возлагается.
При предоставлении платного эфирного времени данные организации телерадиовещания обязаны обеспечить равные возможности для размещения предвыборных агитационных материалов зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, при этом на указанные организации телерадиовещания не распространяется положение о резервировании платного эфирного времени, а также не устанавливаются ограничения по объемам эфирного времени, предоставляемого для размещения предвыборных агитационных материалов на платной основе.
Помимо изложенного, данные организации телерадиовещания вправе отказаться от размещения предвыборных агитационных материалов, при условии их полного неучастия в агитационной деятельности.
3) Третья категория - это негосударственные (частные) организации телерадиовещания.
Данные организации телерадиовещания вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, региональным группам кандидатов.
Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. В пункте 17 статьи 56 Закона говорится также о равных условиях предоставления эфирного времени для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, что означает недопустимость отказа организаций телерадиовещания от оказания услуг по размещению предвыборных агитационных материалов какого-либо кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, за исключением случаев, когда возможность такого отказа предусмотрена нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Сведения о размере оплаты должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания не позднее чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов и представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации согласно пункту 8 статьи 55 Закона.
4) Четвертая категория - специализированные организации телерадиовещания (культурно - просветительские, детские, технические, научные и другие).
В зависимости от формы собственности, источника финансирования, зоны распространения программ и т.д. на данные организации телерадиовещания распространяются нормы Закона, установленные для организаций телерадиовещания, относящихся к какой-либо из первых трех категорий, указанных в настоящих методических рекомендациях, а также общие требования Закона к размещению предвыборных агитационных материалов, при этом Закон предусматривает право отказа специализированных организаций телерадиовещания от размещения предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности.
III. Условия проведения предвыборной агитации
через периодические печатные издания
1. Общие требования, установленные Законом для всех
периодических печатных изданий
Для всех периодических печатных изданий, осуществляющих размещение предвыборных агитационных материалов, освещение избирательного процесса, Законом устанавливаются следующие требования:
А) Предоставление равных условий для размещения предвыборных агитационных материалов избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрированным кандидатам в депутаты, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 статьи 57 Закона.
Б) Декларирование тарифов на платные услуги по размещению предвыборных агитационных материалов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона, а также в соответствии с пунктом 9 статьи 57 Закона сведения о размере оплаты предоставляемых для размещения предвыборных агитационных материалов площадей должны быть опубликованы не позднее чем через 20 дней со дня после официального опубликования решения о назначении выборов.
В) Ведение отдельного учета объемов и стоимости печатных площадей, предоставляемых для размещения предвыборных агитационных материалов, и предоставление данных этого учета в соответствующие избирательные комиссии (формы учета утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации). Предоставление по запросам соответствующих избирательных комиссий документов, подтверждающих согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на оказание и оплату услуг по размещению предвыборных агитационных материалов.
Г) Запрет на сопровождение предвыборных агитационных материалов редакционными комментариями в любой форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с субъектами агитационной деятельности.
Д) Требования к условиям договоров на предоставление платных печатных площадей (предварительная оплата в полном объеме, оплата исключительно из средств избирательного фонда и т.д.).
2. Периодические печатные издания, участвующие
в освещении избирательного процесса, размещении
предвыборной агитации
В соответствии со статьей 55 Федерального закона можно выделить пять категорий периодических печатных изданий:
1) К первой категории Закон относит периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и / или в случае, когда редакция данного периодического печатного издания финансировалась не менее чем на 15 процентов от своего бюджета за год, предшествующий дню официального назначения выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций "государственные периодические печатные издания"). Они подразделяются на:
А) Печатные издания, распространяемые на территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций - "государственные общероссийские печатные издания").
Б) Печатные издания, распространяемые на территории менее чем половины субъектов Российской Федерации (в дальнейшем для целей настоящих методических рекомендаций "государственные региональные печатные издания").
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им печатной площади в государственных общероссийских и региональных печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю:
а) бесплатно;
б) на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и др.).
Бесплатная печатная площадь (даты бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов) распределяются путем жеребьевки согласно поданным заявкам. Жеребьевка должна быть проведена редакциями периодических печатных изданий в течение недели после завершения регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов; заявки подаются зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующих избирательных комиссий и лица, указанные в п. 1 ст. 29 Закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.
Предоставляемые квоты бесплатной печатной площади определяются делением общего объема выделяемой бесплатной площади на количество заявок в жеребьевке. Закон устанавливает минимум еженедельно выделяемого объема бесплатной площади периодического печатного издания - не менее 10 процентов еженедельной печатной площади в период, установленный в пункте 3 статьи 57.
Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе воспользоваться бесплатной печатной площадью в государственных общероссийских изданиях, если он одновременно включен в общефедеральную часть федерального списка кандидатов избирательного объединения, избирательного блока.
Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, в том случае, если он включен в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов одного и того же избирательного объединения, избирательного блока, может использовать бесплатную печатную площадь в государственных региональных печатных изданиях либо как кандидат от данного одномандатного избирательного округа, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов.
Объем печатной площади, выделяемой государственным региональным изданием региональной группе кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации, определяется следующим образом. Квота печатной площади, предоставляемая соответствующим изданием кандидату от одномандатного округа в данном субъекте Российской Федерации, умножается на число одномандатных избирательных округов в данном субъекте. Однако этот объем не может превышать данную квоту более чем в три раза. При этом соответствующими редакциями должен быть предоставлен равный объем печатной площади кандидатам от одномандатных избирательных округов, региональным группам кандидатов, с учетом указанного соотношения.
Общий объем бесплатно предоставляемой печатной площади редакции периодических печатных изданий обязаны декларировать не позднее чем через двадцать дней после официального назначения выборов.
Размещение предвыборных агитационных материалов начинается за сорок дней до дня голосования и заканчивается за день до голосования. Данная норма распространяется и на бесплатно предоставляемые печатные площади и на площади, предоставляемые на платной основе государственными печатными изданиями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона государственные периодические печатные издания должны предоставлять возможность избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы для размещения печатной информации, для информирования избирателей в порядке, установленном Законом.
Платное предоставление печатных площадей
государственными печатными изданиями
Государственные общероссийские и региональные печатные издания обязаны резервировать печатные площади для размещения предвыборных агитационных материалов на платной основе.
Зарегистрированные кандидаты, региональные группы кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки вправе получить определенный объем печатной площади за соответствующую плату. Размер оплаты должен быть единым для всех соискателей. Он должен быть опубликован редакцией периодического печатного издания не позднее чем через двадцать дней со дня официального назначения выборов.
Процедура предоставления платных печатных площадей соответствует процедуре предоставления бесплатных печатных площадей. Общий объем предоставляемой изданием платной печатной площади не может быть меньше общего объема предоставляемой бесплатной печатной площади, но не может превышать данный объем более чем в два раза.
Доля каждого из соискателей определяется путем деления общего объема зарезервированной изданием платной печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.
Отказ от использования предоставленной печатной площади после проведения жеребьевки не дает право редакциям периодических печатных изданий использовать в дальнейшем эту площадь для размещения предвыборных агитационных материалов. Она может быть использована по усмотрению редакций в любых других целях. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, региональные группы кандидатов о своем отказе обязаны поставить редакцию в известность не позднее чем за пять дней до дня публикации.
2) Вторую категорию составляют муниципальные периодические печатные издания - издания, учредителями (соучредителями) которых являются органы местного самоуправления или если редакции данных периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов своего бюджета за год, предшествующий дню официального назначения выборов, за счет средств, выделенных органами местного управления.
Закон не возлагает на указанные периодические печатные издания обязанностей по предоставлению бесплатных печатных площадей для размещения предвыборных агитационных материалов, а также не возлагает обязанностей по резервированию печатных площадей для размещения предвыборных агитационных материалов на платной основе.
Способы предоставления равных возможностей для размещения предвыборных агитационных материалов кандидатам в депутаты, избирательным объединениям, избирательным блокам определяются данными периодическими печатными изданиями самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона допускается отказ указанных периодических печатных изданий от размещения предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме.
3) Третью категорию составляют официальные государственные периодические печатные издания (пункт 18 статьи 57) - печатные издания, учрежденные органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов.
Официальные государственные периодические печатные издания не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию.
4) К четвертой категории относятся специализированные периодические печатные издания (пункт 10 статьи 55) - издания культурно - просветительского, детского, научного, технического содержания и иного.
Специализированные периодические печатные издания вправе отказаться от публикации любых предвыборных агитационных материалов, при условии полного неучастия в освещении избирательного процесса.
5) Пятую категорию составляют частные (негосударственные) периодические печатные издания, которые также подразделяются на общероссийские и региональные аналогично изданиям с государственным участием, т.е. по территории распространения.
Негосударственные (частные) периодические печатные издания (общероссийские и региональные) имеют право за соответствующую плату, в соответствии с продекламированными тарифами, публиковать предвыборные агитационные материалы зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов с момента их регистрации на основе заключенных договоров.
Негосударственные (частные) периодические печатные издания (общероссийские и региональные) обязаны соблюдать требование пункта 14 статьи 57 Закона о предоставлении равных условий при оплате всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. В случае несоблюдения данного требования, а также требований, содержащихся в пункте 8 статьи 55, эти издания не вправе предоставлять свою печатную площадь для целей предвыборной агитации.
IV. Ответственность за нарушение правил проведения
предвыборной агитации
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона запрещается злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации: не допускается злоупотребление свободой массовой информации, предвыборные агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.
Данная норма Закона соответствует нормам, содержащимся в статье 29 Конституции Российской Федерации и статье 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Ответственность предусматривается законодательством о средствах массовой информации, включая нормы уголовного, гражданского законодательства. Согласно статье 40.8 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" нарушение средством массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством, влечет наложение на главного редактора, иное ответственное лицо либо журналиста штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В пункте 4 статьи 60 Закона для организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, указанных в пунктах 1, 4 статьи 55 Закона, установлен специальный срок (до окончания предвыборной агитации) для дачи опровержения информации, способной нанести ущерб чести и достоинству зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), если такая информация была размещена указанными средствами массовой информации.
При применении данной статьи организациям телерадиовещания, редакциям периодических печатных изданий рекомендуется руководствоваться также положениями пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому: "Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности". В своих разъяснениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 18 августа 1992 г. N 11, в редакции Постановления от 25.04.95 N 6) указал, что порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту), и другие сведения, порочащие производственно - хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п., которые умаляют честь, достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.
Пункт 3 статьи 60 Закона говорит о том, что "Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда на основаниях, предусмотренных пунктом 17 статьи 56, пунктами 14 и 20 статьи 57 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.".
Ответственность за выполнение указанной нормы Закона не может быть возложена на организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, учитывая, что Закон не возлагает на кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенных лиц и уполномоченных представителей обязанностей по предоставлению в средства массовой информации сведений о своей коммерческой и иной деятельности, а также о своем участии, владении либо членстве в органах управления организаций.
При размещении коммерческой рекламы организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий следует руководствоваться действующим в Российской Федерации Законом "О рекламе", а также общими нормами действующего гражданского законодательства и законодательства о средствах массовой информации.
Приложение 19
к Инструкции о порядке формирования и
расходования денежных средств избирательных
фондов кандидатов, зарегистрированных
кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков при проведении выборов
депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 18 августа 1999 г. N 9/53-3
Форма 19
По состоянию на "__" __________ 1999 года
--------------------------------
<*> Виды предвыборной агитации: выступление, интервью, пресс - конференция, "горячая линия", дебаты, "круглый стол", политическая реклама и другие.
Приложение 20
к Инструкции о порядке формирования и
расходования денежных средств избирательных
фондов кандидатов, зарегистрированных
кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков при проведении выборов
депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 18 августа 1999 г. N 9/53-3
Форма 20
По состоянию на "__" __________ 1999 года
--------------------------------
<*> Виды предвыборной агитации: выступление, интервью, пресс - конференция, "горячая линия", дебаты, "круглый стол", политическая реклама и другие.
Приложение 21
к Инструкции о порядке формирования и
расходования денежных средств избирательных
фондов кандидатов, зарегистрированных
кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков при проведении выборов
депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 18 августа 1999 г. N 9/53-3
Форма 21
По состоянию на "__" __________ 1999 года
Приложение 22
к Инструкции о порядке формирования и
расходования денежных средств избирательных
фондов кандидатов, зарегистрированных
кандидатов, избирательных объединений,
избирательных блоков при проведении выборов
депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 18 августа 1999 г. N 9/53-3
Форма 22
По состоянию на "__" __________ 1999 года